Такая сладкая жизнь
15.02.2012
Каждому из нас в жизни, случайно или нет, приходилось видеть несколько снимков, сделанных Питером Линдбергом. Большинство его работ получили всемирную известность благодаря рекламным кампаниям самых разных брендов. Линдберг с радостью принял и приглашение часовой компании IWC запечатлеть на пленку многочисленных знаменитых друзей этой часовой марки на фоне живописного городка Портофино, ставшего символом dolce vita – «сладкой жизни» 1960-х, увековеченной великим Федерико Феллини.
Линдберг обладает оригинальным, только ему присущим авторским стилем: от его романтических образов, созданных преимущественно в черно-белой гамме, веет подлинной человечностью, искренностью и задушевностью. На сделанных им снимках знаменитости, как бы популярны или красивы они ни были, – это прежде всего обычные люди, а не бесстрастные идеальные изваяния. В портретных съемках Линдберг не только не боится акцентировать внимание на морщинках, складках и других недостатках лица, более того, он склонен видеть в них особый смысл. В своей работе мэтр использует только фотоаппарат и является принципиальным противником всевозможных компьютерных программ. По его мнению, единственный момент истины – нажатие на спуск затвора и опытный глаз фотографа.
Питер Линдберг (настоящее имя Питер Бродек) родился 23 ноября 1944 года в польском городе Лешно, однако детство провел в Германии, в Дуйсбурге. В 15 лет бросил школу и начал работать оформителем витрин в местном магазине. Отслужив в армии, Питер поступил в Берлинскую академию искусств. Но задержался там ненадолго, решив отправиться автостопом на юг Франции, по следам своего кумира Винсента Ван Гога. Заодно исколесил всю Испанию и Марокко. Возвратившись на родину, начал изучать живопись в художественной школе города Крефельда. В 1969 году, еще будучи студентом, провел свою первую персональную выставку. Немного позже, в 1971-м, всерьез увлекся фотографией. Проработав некоторое время ассистентом Ганса Люкса, в 1973-м Питер решил стать свободным фотографом. После публикации в немецком издании Stern серии фоторепортажей Линдберг перебрался в Париж, чтобы сконцентрировать все внимание на модной фотографии. Это стало началом его международного признания. В 1995 и 1997 годах Линдберг удостаивался звания «Лучший фотограф». В 1996-м и 2002-м был приглашен для работы над созданием знаменитого календаря Pirelli. В 2005-м Питер также стал обладателем награды Lucie Award за вклад в область модной фотографии.
За свою карьеру Линдбергу удалось запечатлеть на пленке несметное количество знаменитостей. Его работы публиковались почти во всех знаковых глянцевых изданиях. Теперь эстафету принимает WATCH.
Наше интервью с Линдбергом состоялось в начале этого года, во время Женевского часового салона SIHH. В основном речь шла о фотосессии, проведенной по инициативе компании IWC. Уникальная съемка в живописном городке Портофино имела самое непосредственное отношение к последней линейке часов швейцарского бренда. В качестве моделей в ней выступили звездные почитатели марки из мира кино, моды и спорта.
Вы знали о существовании Портофино до начала сотрудничества с IWC?
Естественно, там живут мои друзья. Вот уже 25 лет подряд я приезжаю туда каждые осень и зиму, когда начинается сезон штормов. По сравнению с летним временем года облик города полностью преображается. С Портофино у меня связаны особые чувства, и я был приятно удивлен, узнав, что буду делать свой новый проект именно там.
Благодаря звездному статусу вы можете позволить себе придирчиво подходить к выбору своих заказчиков. Почему вы согласились сотрудничать с IWC?
Несколько лет назад я стал счастливым обладателем часов этой марки. Наверное, вы заподозрите меня в неискренности, но IWC – действительно мои любимые часы. И дело вовсе не в совместном проекте или данном интервью – это правда!
Что вас привлекает в бренде IWC?
Для меня важен дизайн. При виде часов других производителей мне часто бросаются в глаза их вычурность и обилие ненужных деталей. Я не поклонник гламура. Строгий и изысканный дизайн – как раз то, что надо!
Фотографии, сделанные в Портофино, по своему стилю больше напоминают кадры из черно-белого фильма. Что послужило для вас источником вдохновения для этого проекта?
В своей работе я всегда отталкиваюсь от внутренних событий, разворачивающихся за кулисами, а не от внешних – на самой сцене. Происходящее за кадром меня всегда интересует больше, чем то, что можно увидеть на съемочной площадке. Именно эта идея стала отправной точкой для проекта. Все приглашенные знаменитости как будто оказались на съемках фильма, который никогда не выйдет на экраны, так как его попросту нет. Эта мысль стала для меня основным творческим лейтмотивом.
Вы предпочитаете фотографировать мужчин или женщин?
Мне всегда больше нравилось работать с женщинами. То же самое, если вы спросите, с кем бы я предпочел поужинать в ресторане – с мужчиной или женщиной. Мне больше по душе общество представительниц прекрасной половины человечества.
Каковы ваши впечатления от работы с таким количеством звезд?
В большинстве случаев подобная фотосессия – чистейшая импровизация, многие сцены придумываются по ходу съемки. На площадке царила спокойная дружеская обстановка. Все выходило само собой. Никто не играл заученную роль. Я думаю, именно это стало причиной особой атмосферы всего проекта.
Все приглашенные знаменитости как будто оказались на съемках фильма, который никогда не выйдет на экраны, так как его попросту нетВы часто фотографируете знаменитостей. И в этот момент в вашей власти оказывается не только фотографируемый человек, но и его реноме. Что является для вас решающим при создании окончательного снимка?
Мне часто попадаются на глаза рекламные фотографии с портретами знаменитостей. Под ними крупными буквами обычно указывается их имя, потому что иначе их там просто не узнать. Я фотографирую в совершенно другом стиле. Прежде всего пытаюсь проникнуть во внутренний мир человека. Нажимаю на спуск затвора только тогда, когда на его лице не останется ни малейшей фальши. Хочу запечатлеть его таким, какой он есть на самом деле. Только тогда фотография будет близка зрителю. Это намного искреннее и честнее, чем «щелкать» просто красивые позы. Мне кажется, никому не интересна пустая оболочка без содержания. Иногда при виде фотографий актрис, рекламирующих тот или иной косметический продукт, я теряюсь в догадках: «О Боже, кто это? Фотограф явно не ведает, что творит...»
Чувствовали ли актеры и модели во время съемок в Портофино себя более раскованно перед камерой, чем, например, их коллеги из мира спорта?
Каждый обаятелен по-своему. Конечно же, для такого профессионала, как Жан Рено, принять нужную позу не составляет труда. Он все-таки актер и чувствует себя перед камерой раскованно. Хотя сегодня спортсмены также находятся в центре общественного внимания. Так что особых различий я не заметил. Конечно же, за исключением отдельных личностей. Зинедин Зидан, например, робок и стеснителен. У каждого свой характер. Именно поэтому ужасно интересно попытаться запечатлеть это на пленку. Именитый актер ничем не лучше представителя другой профессии.
Может ли стеснительность, как в случае с Зиданом, стать помехой для создания хорошего снимка?
Ни в коем случае, если человек остается самим собой. Зидан – спортсмен, и я не вижу необходимости заставлять его быть актером. В этом как раз и заключается его обаяние. Если он начнет выдавать себя за кого-то, будет выглядеть смешно.
Присутствие улыбки на фотографиях для вас обязательно?
Я не из тех фотографов, которые на съемках восклицают: «Cheese!» Хотя у некоторых профессиональных моделей прекрасно получается улыбка «на заказ», которую, кстати, не отличишь от настоящей. Лично я больше стараюсь создать такую ситуацию во время съемки, которая могла бы вызвать непринужденную улыбку. Но если кому-то все-таки не до смеха, то тут уж ничего не поделаешь.
Как вы относитесь к автопортрету?
Не могу на себя смотреть! На мой взгляд, чтобы остаться довольным своим изображением, нужно иметь о себе определенное мнение, а также хотя бы какое-то представление о том, как вы хотите выглядеть на фотографии. Я не имею об этом ни малейшего понятия. На фотографиях я всегда выхожу похожим на большого косолапого медведя, и это меня не слишком радует. Кроме того, я очень стеснителен, чтобы уделять большое внимание своей внешности. Некоторым моделям за это платят хорошие деньги, и они совсем не считают зазорным постоянно думать о прическе, фигуре, позе. Но я бы чувствовал себя ужасно неловко, если бы мне постоянно приходилось следить за тем, как я смотрюсь со стороны.
Вы разговариваете с моделями во время фотосъемки?
Безусловно. Мы болтаем обо всем на свете. И в первую очередь на темы, далекие от фотографии.
Сколько времени заняла фотосессия в Портофино?
Мы провели там в общей сложности около недели. Это больше походило на встречу одноклассников, так как многие модели – друзья IWC – мои давние знакомые. Пожалуй, только с Кевином Спейси мне еще не доводилось встречаться ранее. И я был рад нашему знакомству. Каким-то образом он оказался одним из немногих актеров, избежавших объектива моей камеры.
На этот раз опять не обошлось без папарацци?
Да, сейчас нельзя ступить и шагу, чтобы не попасть под их прицел. В первый день все прошло тихо-мирно. На второй о нас каким-то образом пронюхали папарацци из Милана и его предместий. В один прекрасный момент на улице, где проходила съемка, они затеяли ссору. Начались давка, шум, крик, присутствующие телохранители уже были готовы утихомирить разбушевавшуюся толпу. Сложилась очень неприятная ситуация. Но вдруг Зидан, оказавшийся в гуще папарацци, подошел к самому горластому и спокойно сказал: «Некультурно так громко кричать. Я бы посоветовал вам снизить тон». Папарацци от удивления застыл на месте. Страсти мгновенно улеглись. Вот это я понимаю – подход!
Трудно ли постоянно искать вдохновение для новых фотографий?
Я не испытываю в этом недостатка и каждый раз вижу что-то новое в обычном. Каждый проект не похож на предыдущий, что также является своеобразным источником вдохновения. Я еще никогда не ловил себя на мысли: «О боже, с чего же мне начать?»
Вы заранее намечаете поэтапный план фотосессии?
Конечно, иначе нельзя! Особенно если речь идет о последнем проекте. Для того чтобы добиться впечатления спонтанности, необходимо заранее расписать все по минутам. Это также отлично помогает избежать стрессовых ситуаций!
Что было труднее всего в организационном плане?
Чашка крепкого кофе перед началом фотосъемок – я ужасный соня.
Не знаю почему, но называться «модным фотографом» сейчас уже не модно. Все вдруг поголовно стали «художниками»Вы называете себя «модным фотографом», а не «художником». Чем для вас различаются эти понятия?
Не знаю, почему, но называться «модным фотографом» сейчас уже не модно. Все вдруг поголовно стали «художниками». А я привык к старому определению, и было бы смешно утверждать, что это не так. Откровенно говоря, мне совершенно все равно, как меня называют.
Идея фотосессии в Портофино принадлежит бренду IWC. Стояла ли перед вами задача основное внимание на фотографиях уделять часам?
На пресс-конференции компания IWC четко заявила, что во всем полагается на мой опыт и вкус. Я фактически получил полную свободу действий. Подобное встречается нечасто. Основные требования IWC звучали так: единство темы и воссоздание духа 1960-х. Сами часы играли роль второго плана.
Как вы относитесь к знаменитому фильму Феллини «Сладкая жизнь»?
Я поклонник этого фильма, да и всех остальных итальянских картин этого периода.
Мы имели в виду итальянскую беззаботность и легкость, их умение наслаждаться жизнью.
А у меня все мысли о черно-белом кино.
Чем вас привлекают такие фильмы, как «Сладкая жизнь»?
Ракурсом камеры, атмосферой повествования, стилем, в котором он снят, – эта картина не зря считается шедевром мирового кинематографа.
Именно отсюда у вас пристрастие к черно-белым фотографиям?
Мои фотографии не всегда черно-белые. Мне трудно избавиться от подобного предубеждения насчет собственных работ. В последнее время я как раз много снимаю в цвете. Кстати, цифровым фотоаппаратом можно делать исключительно цветные снимки, которые только затем ты переводишь в черно-белый формат. Таким образом, выбор остается за фотографом.
Вы можете заподозрить меня в неискренности, но IWC – действительно мои любимые часыБыл ли в вашей жизни снимок, который заставил вас стать фотографом?
Собственно говоря, на меня оказало влияние все современное фотоискусство, а не какой-то отдельный снимок. Хотя есть фотография, которая запомнилась больше всего. Это одна из ранних работ Андре Кертеша. На диване сидит женщина с задранными вверх ногами. Странный, но одновременно поразительный снимок.
Кто ваш любимый фотограф?
Тот же самый ответ: все современные фотографы. Конечно же, я бы особо выделил Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона, Брюса Вебера, Ирвинга Пенна, Роберта Франка... Было бы несправедливо назвать только одно имя, поэтому я перечислил несколько.
Вы тоскуете по старым пленочным фотоаппаратам?
Нет... Больше нет. Теперь я знаю, каким образом могу использовать все преимущества цифровой фотографии, чтобы достичь эффекта, как будто бы снимок был снят на обычную пленку.
Кстати, владельцем какой модели часов IWC вы стали несколько лет назад?
Хронографа Portuguese с черным циферблатом.
В главных ролях снимались
Кейт Бланшетт
Окончила Национальный институт актерского искусства в Сиднее. По окончании учебы блестяще сыграла несколько ролей на подмостках Сиднейской театральной компании. Ее первой постановкой стали «Классные девчонки» по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилль. После этого Кейт в основном снималась в кино. Известность получила благодаря прекрасным работам в фильмах «Елизавета», «Вавилон» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». Обладательница нескольких престижных наград, а три года назад даже получила собственную звезду на голливудской Аллее славы. Бланшетт помнит, где началась ее актерская карьера. С 2008 года вместе со своим мужем Эндрю Эптоном она является художественным руководителем Сиднейской театральной компании, самого знаменитого австралийского театрального сообщества.
Ронан Китинг
Получил известность в первую очередь как участник популярной в 1990-х «мальчишеской» группы Boyzone. Их самой успешной записью стала песня No Matter What. В 1998 году группа фактически распалась, и Ронан начал сольную карьеру. Ему сопутствовал успех: первый сингл When You Say Nothing at All вошел в саундтрек романтической комедии «Ноттинг-Хилл», а композиции If Tomorrow Never Comes и We’ve Got Tonight долгое время занимали высшие строчки различных хит-парадов. В 2004 году Китинг даже удостоился записи в Книге рекордов Гиннесса как исполнитель, чьи песни более тридцати раз попадали в десятку лучших композиций национального хит-парада. Он также часто выступает в роли ведущего различных телепрограмм – так, принимал участие в австралийской версии «Икс-фактора».
Эль Макферсон
Начала карьеру модели в 18 лет, подписав контракт с компанией Click Model Management. Большую известность приобрела благодаря журналу Sports Illustrated. В модельных кругах Эль известна под прозвищем Тело. В 1994 году покинула Ford Models и основала свое собственное агентство Elle Macpherson Inc. Наряду с работой модели Эль также сыграла несколько ролей в кино, в том числе вместе с Хью Грантом и Энтони Хопкинсом. Интересное совпадение: первые настоящие профессиональные фотографии Макферсон сделал не кто иной, как Питер Линдберг. Судьбе было угодно свести их еще раз вместе в солнечном Портофино. Эль, с годами ставшая еще красивее, вновь предстала перед объективом фотокамеры Линдберга. Результат их совместной работы оказался ничуть не хуже первого раза.
Жан Рено
Всемирную популярность получил после выхода на экраны фильма Люка Бессона «Леон». В этой картине Рено играет симпатичного наемного убийцу. К образу негодяев Жану не привыкать: в самом начале карьеры благодаря внушительному телосложению и необычной внешности ему часто приходилось играть подобных персонажей. Рено снялся в таких известных фильмах, как «Годзилла», «Французский поцелуй», «Код да Винчи», а также исполнил одну из главных ролей в криминальной комедии «Розовая пантера». Актер давно знаком с Питером Линдбергом, и это не единственная знаменитость в кругу его общения. Так, свидетелем на церемонии бракосочетания Жана Рено и Софии Боруки в 2006 году был не кто иной, как нынешний президент Франции Николя Саркози.
Кевин Спейси
Сложно представить, но этот сдержанный, спокойный актер в детстве был трудным ребенком. Когда однажды он поджег сооруженный сестренкой на дереве шалаш – благо девочки не оказалось внутри, – родители отправили сына в военную академию. Однако долго он там не задержался – через несколько месяцев Кевина выгнали. В юности Спейси увлекся актерским ремеслом и изучал драматическое искусство в престижной Джульярдской школе в Нью-Йорке, однако не дотерпел до выпуска и покинул учебное заведение без диплома. Вскоре он уже играл на подмостках «Шекспировского фестиваля» в Нью-Йорке. За свою актерскую карьеру Спейси снялся в нескольких фильмах, которые вошли в золотой фонд американского кинематографа (среди них – «Обычные подозреваемые» и «Красота по-американски»). Его работы пользуются большим признанием зрителей: недавно он получил «постоянную прописку» на голливудской Аллее славы и также является художественным руководителем лондонского Old Viс Theatre.
Хироюки Санада
Родился в Токио, где в пятилетнем возрасте состоялся его кинодебют. С юных лет занимался боевыми искусствами в Japan Action Club под руководством легенды японского кино Сонни Тиба. Хироюки Санада прежде всего известен благодаря своим ролям в боевиках, хотя считается разносторонним актером. Так, он стал первым японцем, которого пригласили в Royal Shakespeare Company, где он исполнил роль Шута в пьесе «Король Лир». За созданный образ Санада получил орден Британской империи. Самые известные работы актера – роли в фильмах «Белая графиня» и «Клятва». Наряду с актерским талантом Хироюки также обладает невероятной способностью к изучению иностранных языков: для съемок одного фильма он за два месяца выучил китайский язык.
Эрик Дэйн
В начале своей карьеры играл в основном эпизодические роли в таких телевизионных сериалах, как «Женаты... с детьми» и «Розанна». Первой крупной работой Дэйна стал фильм «Корзина». В 2006 году он сыграл обаятельного пластического хирурга Марка Слоуна в популярном сериале «Анатомия страсти». Его последние работы – романтические комедии «Марли и я», «День святого Валентина» и фильм «Бурлеск».
Мэттью Фокс
Еще в далеком 1996 году Фокс вошел в список 50 самых красивых мужчин мира американского журнала People. Это изменило его дальнейшую жизнь. Одновременно с учебой на экономическом факультете Мэттью начал участвовать в телевизионных кастингах. Жизнь перед объективом камеры пришлась ему настолько по вкусу, что стабильное будущее финансиста он решил променять на непредсказуемую карьеру актера. В 1994 году получил роль в сериале «Нас пятеро» и также снялся в ряде фильмов, среди которых «Точка обстрела» и «Спиди-гонщик». Всемирную известность ему принесла роль в популярном сериале «Остаться в живых».
Луиш Фигу
Родился в 1972 году в бедном рабочем квартале Лиссабона и в детстве часто гонял мяч с соседскими мальчишками. Его футбольная карьера началась в скромном клубе Barrocas, где за щуплое телосложение его прозвали Фигуньо, или Малыш Фигу. Однако несмотря на маленький рост, у Луиша никогда не было недостатка в спортивных талантах. С 1995 по 1999 год он пять раз подряд удостаивался звания «Лучший футболист Португалии». А в 2001-м был назван игроком года по версии FIFA. Фигу играл за Sporting, Barcelona, Real Madrid, Inter и является португальским футболистом, забившим наибольшее количество голов.
Зинедин Зидан
Будучи трехкратным обладателем титула «Лучший футболист мира» по версии FIFA, Зидан по праву считается одним из величайших спортсменов XX века. Вместе со сборной Франции Зизу, как называют его болельщики, выиграл чемпионат мира и первенство Европы. В 2001 году он потеснил Фигу, став самым дорогим игроком в истории футбола. Его переход из Juventus обошелся Real в 73 миллиона евро. Сегодня уже окончивший спортивную карьеру Зидан – посол доброй воли Программы развития ООН (ПРООН), самой крупной благотворительной организации в мире. Вместе со своим коллегой-футболистом Роналдо они ежегодно устраивают товарищеский матч для сбора средств для борьбы с бедностью.
Борис Беккер
В 1985 году стал самым юным победителем Уимблдонского турнира. Благодаря сильной и точной подаче, ознаменовавшей наступление новой эры в истории тенниса, Беккер получил прозвище Бомбардировщик. За свою профессиональную карьеру выиграл практически все, что только можно было выиграть. В его послужном списке – две победы на Уимблдонском турнире, а также кубки Открытых чемпионатов США и Австралии. Наряду с Бьйорном Боргом Беккер стал самым молодым теннисистом, попавшим в Международный зал теннисной славы. После своего «ухода на пенсию» не утратил спортивной закалки, став профессиональным игроком в покер.
Портофино
Расположенный в 130 километрах к югу от Милана, Портофино относится к провинции Генуя. Бухта этого небольшого городка считается самой красивой гаванью на побережье Лигурийского моря. По преданию, его название происходит от «Портус Дельфини» («город дельфинов») и действительно имеет самое прямое отношение к этим умным животным, когда-то в изобилии населявшим воды залива. Начиная с 1950-х мягкий климат и кристально чистое, ласковое море сделали Портофино любимым местом отдыха таких легендарных кинозвезд, как Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра. Портофино и по сей день не утратил былого очарования. Благодаря своим живописным морским пейзажам город идеально подходит для проведения фотосессий и съемок фильмов. На этот раз многочисленные знаменитые друзья бренда IWC с радостью приняли приглашение часовой компании и легендарного фотографа Питера Линдберга посетить Портофино.
Оставить комментарий