Тайский ход
14.06.2016
В русском языке слово «часовщик» означает множество профессий – и того, кто изготавливает часы и собирает их, и сервисного мастера, меняющего ремешки и батарейки, и специалиста высокого класса, настраивающего репетир. Английский язык в этом смысле более конкретен: watchmaker – тот, кто часы создает. Поэтому сервисного мастера можно встретить в любой стране, а вот настоящих часовщиков-создателей – лишь в некоторых. Однако и они тоже не знают границ, и тем интереснее узнать о часовом деле в совсем уж экзотических странах – например, в Таиланде, в столице которого, в Бангкоке, живет и делает часы Паркорн Анруан.
Как вы занялись часовым делом? Подозреваю, ваш путь отличался от того, как приходят в индустрию европейские мастера?
Честно говоря, я никогда не думал, что стану часовщиком. Окончил Тайский университет, получил степень бакалавра на факультете социальных наук и десять лет работал в пятизвездочном отеле. А потом уволился, чтобы начать собственный бизнес. Сперва это был не очень удачливый продуктовый магазинчик, и я переключился на продажу недорогих часов модных марок. Тогда и начал изучать часовое дело: от истории, выдающихся мастеров, брендов до самого ремесла. Причем изучал все в интернете, читал, смотрел видео в YouTube. Такое обучение заняло около десяти лет, и, конечно, я продолжаю совершенствовать свои навыки.
Как обстоит дело в Таиланде с механическими часами: есть ли компании, их производящие, независимые мастера?
Часовое дело непопулярно в моей стране, большинство мастеров заняты только в сервисе. Насколько я знаю, кроме меня, часов никто и не делает.
Поддерживаете ли вы отношения с коллегами из Европы?
Да, живя в нечасовой стране, важно общаться с коллегами – у меня много друзей из часовой школы WOSTEP, они часто подсказывают решение тех или иных технических задач. Кроме того, я дружу с мастерами из разных стран, мы свободно обмениваемся информацией. Между нами нет конкуренции, потому что каждый работает в собственной нише и отличается ярко выраженным авторским почерком.
Для итальянских часовщиков важен дизайн, для немецких – точность хода, для швейцарских – технологии. А на что похож тайский часовой стиль? Что для вас самое важное в работе?
Для меня важна идея, ее воплощение, красота часов и удовлетворение клиента. Каждый раз, когда я создаю новую модель, не повторяю предыдущие, поэтому мои часы действительно уникальны. Стараюсь включать в дизайн национальные элементы – орнамент, изображения сцен из тайской жизни, драконов и прочее. Уверен, вы легко узнаете мои часы и отличите их от любых других.
Чаще всего заказчики приходят ко мне через Facebook, и дальше мы уже обсуждаем их пожеланияВаша деятельность является уникальной в Таиланде, оказывает ли в этой связи вам поддержку государство?
К сожалению, его не интересует часовое дело – у нас нет таких традиций, как в Европе.
Расскажите о своей мастерской. Сколько людей работает на вас? Есть ли у вас ученики?
Я стараюсь делать все в своей мастерской – корпуса, циферблаты, гравировать и скелетонировать механизмы. У меня работают еще две помощницы, а студентов пока нет.
На ваших циферблатах часто встречается изображение короля Пхумипона Адульядета. Означает ли это, что вы делаете часы только для внутреннего рынка? Где и как можно их купить? Какова средняя цена?
Действительно, большинство моих моделей находят своих покупателей среди тайцев, но я бы хотел видеть больше клиентов из других стран. Чаще всего заказчики приходят ко мне через Facebook, и дальше мы уже обсуждаем их пожелания. Цена на часы начинается с тысячи долларов. На все модели я даю двухлетнюю гарантию.
Участвуете ли вы в выставках? И каким образом в принципе продвигаете свои часы?
В Таиланде нет каких-то мероприятий, где бы я мог участвовать, а ехать на выставку в Базель в Швейцарию, сами понимаете, сложно – такая поездка очень затратна. Иногда у меня берут интервью журналы и телевидение, после чего ко мне приходят новые клиенты.
Планируете ли вы сделать вашу компанию крупной и известной?
Это непростой вопрос. Я понимаю, что мне нужно завоевать международную известность, и в этом направлении предстоит много работы. Однако если говорить о далеко идущих планах, то мне бы хотелось создать тайскую часовую компанию, она стала бы первой в стране.
Оставить комментарий