18+

Турбийоны на любой вкус

Элизабет Дурр

09.04.2012

4

Периодически не возвращаться к этой теме просто невозможно – турбиойны по-прежнему остаются одним из самых дорогих и сложных дополнительных устройств часового механизма. Сегодня мы решили разобраться в том, что определяет столь высокую его цену и можно ли без него обойтись. А также поговорить о сложнейших многоосных турбийонах.

Турбийон – это технически сложный инструмент, который был изобретен в 1801 году гениальным часовщиком Абрахамом-Луи Бреге. Механизм призван компенсировать влияние гравитации на точность хода карманных часов. В турбийоне (что в переводе с французского означает «вихрь») все детали часового механизма размещались на миниатюрной платформе-каретке, которая совершала полный оборот вокруг своей оси за определенный промежуток времени, обычно за минуту. В механизме наручных часов без этой сложной функции можно и обойтись, однако в настоящее время турбийон является абсолютным доказательством технического совершенства часового бренда. А модели с турбийоном продолжают оставаться одними из самых востребованных и популярных, поэтому любая уважающая себя компания имеет в своем арсенале собственную вариацию на эту тему.

Зачем турбийону быть многоосным

Одним из признанных авторитетов в области многоосных турбийонов, бесспорно, является часовой бренд Greubel Forsey. Инновационная тестовая лаборатория EWT (Experimental Watch Technology) дает компании возможность экспериментировать и проверять новые концепции и технические решения, прежде чем представить лимитированный выпуск своего очередного шедевра на рынке. Многоосный турбийон по праву считается гордостью мануфактуры из Ла-Шо-де-Фон.

Следует отметить, что в своих оригинальных разработках компания Greubel Forsey опирается на опыт предшественников. Сегодня турбийоны с несколькими осями вращения можно перечесть по пальцам. Каретка такого механизма фактически вращается в двух или трех плоскостях, расположенных перпендикулярно друг к другу, благодаря чему погрешность хода часов в горизонтальном и вертикальном положениях сводится к нулю.

Первые исследования в области многоосных турбийонов были проведены в конце 1970-х Ричардом Гудом и Энтони Ренделлом. В 1978-м Ренделл создал двухосный турбийон для настольных часов; несколькими годами позже Гуд встроил трехосный турбийон в каретные часы. А 18 лет спустя, в 1996-м, его примеру последовал Рихард Хабринг. Франк Мюллер вошел в историю как создатель первых в мире наручных часов с двухосным турбийоном, однако наиболее популярной среди часовых коллекционеров стала концепция гениального часовщика Томаса Прешера. С появлением в 2004 году серии Gyrotourbillon компании Jaeger-LeCoultre двухосный турбийон оказался также доступен и для более широкого круга любителей высокоточных механизмов.

Только на протяжении 1980-х годов стоимость механических часов в среднем выросла в три раза

При разработке своего трехосного турбийона Гуд опирался на результаты исследований Ренделла. Томас Прешер же для создания своего кинетического чуда черпал вдохновение в работах как Гуда, так и Ренделла. Мастер превзошел самого себя, представив часовую трилогию с одноосным, двухосным и трехосным турбийонами.

Но вернемся обратно к Greubel Forsey. Мастера компании утверждают, что уникальная конструкция их многоосного турбийона вместе с заданной скоростью и тщательно просчитанными углами наклона практически сводит к нулю отклонения в работе часов. В 2005 году марка представила модель Quadruple Tourbillon à Différentiel, оснащенную двумя двойными турбийонами, функционирующими независимо друг от друга. Оба модуля соединены с колесной передачей сферическим дифференциалом, суммирующим работу всех турбийонов.

Эксперименты со скоростью вращения

Чем выше скорость вращения турбийона, тем привлекательнее его внешний вид – и тем больше энергии ему требуется. Следовательно, меньшее количество совершаемых оборотов, по всей вероятности, окажет более благоприятное влияние на окончательные показатели турбийона и всего часового механизма в целом. В большинстве случаев принято полагать, что высокая частота колебаний турбийона одновременно является гарантией большой точности часов – точно так, как дело обстоит в случае с обычными часами с тремя стрелками. Ряд современных часовщиков придерживаются классической частоты 18 000 полуколебаний в час. Более высокая частота колебаний механизмов Бреге, составлявшая 21 600 тактов в час, негативно сказывалась на их долговечности. Стандартная же частота колебаний баланса – 28 800 полуколебаний в час – в турбийонах встречается довольно редко. Лишь некоторые часовые бренды, такие как Zenith и De Bethune, занимаются выпуском механизмов с рекордно высокой частотой колебаний – 36 000 тактов в час.

Бреге неоднократно экспериментировал с различной скоростью вращения турбийона. Подобными опытами сегодня уже никого не удивишь. Так, он разработал модели турбийонов, модуль которых совершал полный оборот вокруг своей оси за две, четыре и даже шесть минут.

Наиболее распространенными в наши дни являются минутные турбийоны, но существуют механизмы и с другими скоростями вращения. А вот Джордж Дэниэлс утверждает, что фаворитом Бреге был четырехминутный турбийон, что обусловлено его высокой частотой колебаний. Низкая скорость вращения платформы механизма делала необязательным использование прочной ходовой пружины, без которой обычно нельзя обойтись для достижения более высокой частоты колебаний. Несмотря на это, Бреге все-таки вошел в анналы истории как изобретатель минутного турбийона. Дэниэлс никак не комментирует подобное обсто-ятельство, и мы также не можем дать этому логичное объяснение.

В 1999 году всего лишь 35 часовых брендов имели в своей линейке модель с турбийоном. Сегодня их количество перевалило за сотню

Технический директор компании Ulysse Nardin Пьер Гигакс обясняет свое понимание этого феномена на примере модели Freak Diavolo. «Обычно каретка турбийона расходует большое количество энергии, что делает необходимым использование более низкой частоты (3 Гц вместо 4) и уменьшение размера баланса, – говорит он. – Компенсация гравитационной погрешности хода за счет вращения турбийона вокруг вертикальной оси фактически сводится к нулю из-за собственной низкой частоты колебаний осциллятора». Таким образом, в определенных случаях присутствие турбийона может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на точность хода механизма.

Двухминутный турбийон, выпущенный в 2003 году небольшим брендом Jean Daniel Nicolas под руководством Дэниеля Рота, можно назвать настоящим произведением часового искусства. Скорость его вращения была выбрана Ротом абсолютно осознанно, как наиболее отвечавшая визуальному аспекту дизайна. Для того чтобы дополнительно подчеркнуть неторопливое движение каретки турбийона, Рот также использовал низкую частоту колебаний баланса – 18 000 тактов в час. По мнению мастера, было бы глупо иметь медленно вращающийся турбийон, оснащенный быстро тикающим балансом.

Компания Greubel Forsey с гордостью представила на рынке свое третье по счету изобретение – 24-секундный турбийон Invention Piece 3. На первый взгляд, его механизм кажется намного проще предшественников, однако высокая скорость вращения наклоненной каретки турбийона этих наручных часов призвана минимизировать действие силы тяжести на регулирующие органы часов и повысить точность их хода.

Кто определяет цену

В конце 1980-х, когда кварцевый кризис уже отступил, интерес к механическим часам стал потихоньку возрождаться. До этого момента за всю историю haute horlogerie было создано менее ста турбийонов. Однако начиная с 1986 года ситуация кардинально изменилась, и их количество принялось расти буквально в геометрической прогрессии.

Именно в том году 28-летний часовой мастер Франк Мюллер разработал для компании Audemars Piguet первую автоматическую наручную модель с турбийоном. Это послужило мощным толчком для возрождения швейцарской часовой промышленности. В 1999-м Стивен Форси и Робер Гребель радостно отметили, что всего лишь 35 часовых брендов имеют в своей линейке модель с турбийоном. Ко времени основания их часового бренда Greubel Forsey в 2004 году эта цифра выросла до сотни! «Турбийон стал “стандартной сложной функцией”, – отмечает Форси. – Это частично можно объяснить появлением таких новых технологий, как оборудование с ЧПУ (числовым программным управлением) и системы автоматизированного проектирования (САПР). Не последнюю роль играет и привлекательный дизайн турбийонов, пленяющий воображение коллекционеров».

Ценовая политика в отношении этого механизма турбийонов основывалась на устаревшем понятии, что они малосерийны и сложны в изготовлении. Этим часовые производители пытались оправдать заоблачные цены на свою продукцию. Когда через некоторое время рынок заполонили «экзотические» модели независимых брендов, цены вновь поползли вверх. По некоторым данным, стоимость механических часов только на протяжении 1980-х годов в среднем выросла в три раза.

Как бы там ни было, полистав некоторые часовые журналы, можно с полной уверенностью заявить следующее: в 1994-м стоимость турбийона Reference 0023 компании Blancpain составила 86 000 немецких марок (в пересчете получается около 35 000 евро), а уже в 1998-м она выросла почти в два раза. А вот за нынешнюю модель-турбийон Léman (калибр 3725) придется выложить ни много ни мало 100 тысяч евро.

Чем выше скорость вращения турбийона, тем привлекательнее его внешний вид. И тем больше энергии ему требуется

По-видимому, для признанного бренда с давней историей и собственной мануфактурой такая ценовая эскалация считается естественной.
Первым «массовым» брендом, нарушившим устоявшиеся традиции, стал Jaeger-LeCoultre. Цена модели Master Tourbillon в корпусе из нержавеющей стали, представленной в 2006 году, составила «всего лишь» 35 000 евро. «Это реальная стоимость турбийона, разработанного в самом Часовом доме и собранного на собственной мануфактуре, – комментирует глава отдела маркетинга и разработок компании Jaeger-LeCoultre Стефан Бельмон. – Это реальная стоимость, если работать без посредников. Процесс собственного изготовления вовсе не требует долгих недель и не влечет за собой дополнительного удорожания».

Примеру новой ценовой политики Jaeger-LeCoultre в скором времени последовали некоторые коллеги по часовому цеху – например Frédérique Constant. Сейчас выпуском турбийонов для среднего сегмента рынка (сто-имостью 50 000 швейцарских франков и менее) занимается ряд известных марок. Так, настоящим украшением коллекции часов Рихарда Хабринга Habring2, отличающихся строгим дизайном и надежностью, стала модель турбийона Tourbillon 3D, приобрести которую можно за 17 000 евро. Как объясняет независимый австрийский часовщик, причиной установления такой цены было включение этой модели в обычную коллекцию марки. В работе опытному мастеру помогает его супруга Мария. Творческий тандем не только занимается разработкой часов для других брендов, но имеет также и собственную эксклюзивную коллекцию повседневных часов, созданных на основе механизмов ETA Unitas 6498-1. Учитывая более чем 20-летний опыт часовщика в создании турбийонов, Habring2 собственного производства можно назвать очень привлекательным вариантом, тем более принимая во внимание ее стоимость.

Сейчас западный рынок заполонили дешевые китайские копии. И хотя их ценовая доступность приятно удивляет (за некоторые модели просят менее 2000 евро), отсутствие знания материалов и профессионализма налицо. Как и главного фактора, в котором заключается секрет привлекательности турбийона. Мы имеем в виду эксклюзивность, следование традициям, аутентичность, оригинальность внешнего вида и осознание того, что вы являетесь счастливым обладателем частички истории. Всего этого полностью лишены «массовые» китайские турбийоны. В какой мере стоимость подобного усложнения может сгладить такой недостаток, каждый решает для себя сам.

Можно ли обойтись без турбийона

По мнению Томаса Прешера, «турбийон не является абсолютным синонимом большей точности. Каждый знающий свое дело мастер может настроить практически любой механизм в соответствии с требованиями необходимой точности хода. Конечно же, решающую роль играет выбор не только исходного материала и самого процесса производства балансовой пружины и баланса, но и остального механизма».

Большинство экспертов сходятся во мнении, что наличие турбийона не обязательно гарантирует большую точность. «Мы наслаждаемся его движением, блеском, сиянием, – так объясняет Рихард Хабринг секрет притягательности этого усложнения. – И это основное и единственное его преимущество».

«К сожалению, коммерческий успех турбийона в последние годы стал причиной массового появления низкокачественных механизмов, – говорит Кароль Форестье-Касапи, глава отдела по разработке уникальных часов компании Cartier. – В настоящее время мы видим повальное увлечение этой сложной функцией, что наносит ощутимый ущерб престижному имиджу турбийона. Покупатель, не очень разбирающийся в тонкостях часового дела, пребывает в наивной уверенности, что турбийон и качество – одно и то же, однако это не всегда верно. Бывают как хорошие, так и плохие часы как с турбийоном, так и без него».

Технический директор De Bethune Дени Флажоле комментирует будущее любимого всеми нами механизма следующим образом: «Турбийон останется в центре внимания до тех пор, пока его параметры можно будет улучшать при помощи внедрения новых достижений и технологий». А это значит, что мы еще не раз вернемся к этой теме.

Источник: http://www.watch-magazine.nl/

Фото по теме

Оставить комментарий

8f446c485466917f8c01886562f511cb0c28f119



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...