В гостях у Тантана
12.08.2010
Особенно фантастично Музей Эрже смотрится ночью, когда через его огромные прямоугольные окна можно заглянуть внутрь и рассмотреть даже самые дальние комнаты. Посвященный жизни и творчеству Жоржа Реми, более известного под псевдонимом Эрже, одного из главных создателей европейского комикса, музей вдруг сам становится гигантской страницей с окнами-рисунками. WATCH побродил по его залам и коридорам.
Ну не обидно ли: мы спрашиваем в туристическом офисе Лëвена о том, как пройти в Музей Эрже, и слышим в ответ, что для этого нужно отправиться не куда-нибудь, а в… Новый Лëвен, или, точнее, Луван-ля-Нëв, что в 20 км отсюда. Утешительным «призом» в этой ситуации служит лишь признание сотрудницы офиса в том, что мы совсем не первые (и, скорее всего, не последние), кто путает фламандский Лëвен с его валлонским тезкой.
Город контрастов
Луван-ля-Нëв – небольшой университетский городок в бельгийской провинции Валлонский Брабант. Изрядно поплутав в городских асфальтовых джунглях, мы спускаемся, наконец, в огромную подземную парковку. С трудом выбравшись из нее наверх, попадаем в самый настоящий эпицентр археологических раскопок: со всех сторон нас окружают жалкие остатки того, что еще сорок лет назад носило гордое название «город будущего». Все, что осталось от него сегодня, – лишь мертвые декорации, изредка оживляемые фигурой случайно попавшего сюда туриста. С остальными же, кто приезжает в это странное место, нас объединяет одна общая цель: поиск Музея Эрже, распахнувшего свои двери в июне 2009 года. Но все наши усилия напрасны, единственное, что мы видим, – помпезная карикатура на современный город, соединенный капиллярами невзрачных площадей с чахлой растительностью. Правда, при виде холмистой местности, покрытой лесами, мы снова вздыхаем с облегчением. Это зрелище невероятной красоты, которое никак не ожидаешь увидеть. Но как бы там ни было, целью нашей поездки был и остается Тантан. И поэтому нам непременно хочется узнать, куда же мы на самом деле попали.
В кадре комикса
Дело же обстоит так: Луван-ля-Нëв приобрел свой окончательный архитектурный облик в 1968–1975 годах. Город был создан в 1968-м специально по случаю раздела католического университета в Лëвене на фламандское и валлонское крыло. Одно из них осталось в Лёвене, другое (Université Catholique de Louvain) переехало в Луван-ля-Нёв. Вопреки господствующим в то время радикальным идеям застройки новых французских городов здесь было принято решение сохранить традиционный внешний облик. Нововведением стало лишь разделение различных видов транспорта и так называемая зонация жилых, рабочих и общественных районов (рестораны, кафе, театр и т.д.), что является характерной чертой функционального градостроения. И сегодня в Луван-ля-Нëв становится абсолютно ясно, к каким разрушительным последствиям могут привести подобные эксперименты. И в этом заявлении нет какого-либо преувеличения: город действительно навевает смертельную тоску.
Реми был не только превосходным художником, но и талантливым режиссером, создав свои комиксы на стыке литературы и графики, колористики и кинематографииНу да ладно, но вот Тантана мы по-прежнему не находим. Положившись на удачу, следуем за парой французов, и вдруг – за огромной заброшенной многоэтажкой гордо возвышается здание Музея Эрже. Направляясь к нему по деревянному мосту, мы осознаем, что музей – последний шанс для Луван-ля-Нëв, благодаря которому город вновь получает право на дальнейшее существование.
Архитектор Музея Эрже – Кристиан де Портзампарк, первый француз, удостоенный престижной Притцкеровской премии. Сначала его здание кажется немного старомодным, но, попав внутрь и воочию увидев новаторское использование пространства, мы вздыхаем с облегчением. Невольно создается впечатление, что проникли в кадр комикса, и это отдает должное творческому наследию Эрже. Убедительность – вот что объединяет здание и огромную экспозицию уникальных рисунков.
Навстречу смерти
Художник Эрже, рожденный под именем Жорж Реми, – один из главных создателей европейского комикса. Его самый известный персонаж – молодой журналист Тантан (Tintin, что в переводе с французского означает «Чубчик»), путешествующий по свету и постоянно попадающий в самые разные приключения и передряги. Характерными чертами этих всемирно известных комиксов стали их человечность, фантастическая осведомленность автора, благодаря которой ему удается достигнуть большой реалистичности повествования, и легкоузнаваемая манера рисования, воплотившая в себе так называемый стиль чистой линии. Комиксы Эрже также содержат вполне явные параллели с политической историей XX столетия. Так, вдохновением для создания «Синего лотоса» стал печально известный маньчжурский инцидент, послуживший поводом для начала китайско-японской войны 1934 года. «Скипетр короля Оттокара» явно критикует насильственное присоединение Австрии к Германии. А в «Деле Турнесоля» мы погружаемся в гнетущую атмосферу холодной войны.
В геометрических формах Музея Эрже его архитектор Кристиан де Портзампарк попытался передать прямоугольную структуру комиксаВ общей сложности свет увидели 23 альбома с приключениями Тантана и его верных спутников: собаки Милу, капитана Хэддока, профессора Турнесоля и двух внешне очень похожих друг на друга детективов – Дюпона и Дюпонта. В 1983-м посмертно был издан еще один, незаконченный комикс «Тантан в мире оккультизма». Необычная деталь: на самом последнем рисунке Эрже мы видим Тантана, вечно юного героя с гордо поднятой головой, под дулом пистолета. Теперь нам точно известно, как он встретил свой последний час: с честью и мужеством.
Визионер Эрже
В ходе экскурсии становится ясно, что всемирная известность Тантана создавалась не одним Эрже. Вначале художник действительно рисовал все сам, но в 1943-м он решил привлечь к сотрудничеству Эдгара Якобса. Через четыре года они и основали знаменитую Студию Эрже. Значительный объем работы выполнялся также Бобом де Моором и Жаком Мартеном. Именно эти художники занимались прорисовкой столь поражающих нас задних планов и перерисовкой старых альбомов. В те годы подход к работе, которого придерживалась студия, был просто непревзойденным: для комиксов «Тантан на Луне» и «Люди на Луне» художникам пришлось сделать вполне реальные макеты знаменитой красно-белой ракеты и лунохода, и команда даже консультировалась по вопросам дальнейшего развития космонавтики с ведущими учеными и специалистами. И результат не заставил себя ждать: взгляд в будущее и невероятный рассказ о первом человеке на Луне – и это за пятнадцать лет до высадки туда американца Нила Армстронга! А Эрже вплоть до своей кончины весьма критически относился к тому, что делал в течение жизни. Только один альбом – «Тантан в Тибете» он считал удавшимся от начала и до конца. Также художник ценил рисунок из альбома «Сокровище красного Ракхама», на левом плане которого изображен Сириус, в центре – Тантан, Дюпон и Дюпонт, вытаскивающие шлюпку на берег, и Хэддок, направляющийся направо, в заросли. Таким образом, всего лишь одним рисунком Эрже дает нам понять, кто такие наши герои, где находятся в данный момент и куда держат путь.
Один из секретов успеха Тантана – его незатейливая внешность бойскаута, этакого пай-мальчика в коротких штанишкахНаверняка именно поэтому его комиксы по праву считаются девятым видом искусства. Если вам удастся побывать в сюрреалистическом городке Луван-ля-Нëв, обязательно загляните в Музей Эрже – не пожалеете.
Оставить комментарий