18+

Волшебная тайна времени

Константин Старцев

28.04.2011

Cm09a23

Первые часы, созданные в мастерской Луи-Франсуа Картье, датируются 1853 годом – спустя шесть лет после основания фирмы. С тех пор на свет родилось немало замечательных коллекций, каждая из которых оставила заметный след в часовом мире. Но особое место в творчестве компании занимают каминные часы, известные как Mystery Clock.

В 1925 году популярный французский журнал о моде La Gazette du Bon Ton назвал их «чудом часового искусства». И такая оценка абсолютно справедлива: в совершенно прозрачном корпусе, изготовленном из горного хрусталя или цитрина, словно в невесомости, ходят стрелки, магическим образом прикрепленные к механизму, местонахождение которого с первого взгляда почти не угадывается. Тайна Mystery Clock остается непознанной даже при тщательном осмотре.

С 1912 по 1928 год Дом Cartier произвел около 30 таких моделей. Они отличались либо стилем, лежавшим в основе их дизайна (неоклассика, восточный, ар-деко), либо архитектурным строением (экран, одноосные, портик). Загадка часов покорила многих сильных и богатых мира сего. Махараджа Патиалы сэр Бхупиндра Сингх, известный своей страстью к техническим диковинкам (он первый в Индии купил собственный самолет), был очарован оригинальностью и совершенством творения Cartier. Mystery Clock отсчитывали часы и минуты в доме американского банкира и филантропа Джона Пьерпонта Моргана-младшего и во дворце королевы Марии, супруги короля Англии Георга V.

Волшебство оптической иллюзии

Первые часы-загадка увидели свет в 1912 году. Их автором стал Морис Куэ, пришедший в Cartier незадолго до того, как ему исполнилось 25 лет. Несмотря на столь юный возраст, он уже считался опытным мастером, как в свое время превзошедший своего учителя Луи-Франсуа Картье. Сотрудничество двух гениальных инженерных умов и позволило воплотиться волшебной идее Mystery Clock. А ведь на самом деле никакой магии не было: механизм размещался в раме или, в зависимости от модели, в основании часов и зубчатой передачей прозрачных сапфировых дисков вел к стрелкам, заставляя их вращаться. Особая огранка хрусталя старательно скрывала механизм, рождая оптическую иллюзию. Эту идею Куэ позаимствовал у Эжена Робер-Удена, известного часовщика и иллюзиониста по совместительству, еще в середине XIX века разработавшего систему колесной передачи и использовавшего для ее воплощения такой прозрачный материал, как горный хрусталь. Каждая стрелка прикреплялась к отдельному колесу, которое приводилось в движение закреп­ленным в боковых стойках механизмом.

Для своей первой Model A Морис Куэ использовал два бесконечных винта. Расположенные по бокам, они соединялись с механизмом, помещенным в основании часов. Тот первый образец так и не вышел в производство и существовал в единственном экземпляре, но на его основе разработали другие версии. Дебютная же Model A была в итоге продана графу Греффуле. Позже на свет появились одноосные часы. Стрелки в них крепились к хрустальным дискам с зубчатой кромкой, которые, в свою очередь, приводились в движение зубчатой передачей, соединенной по центральной оси с находящимся в цоколе механизмом. Однако для Cartier было мало создать технически совершенный образец. Щедро украсив «волшебные часы» золотом, платиной, бриллиантами, ониксом, кораллами и эмалью, мастера компании превратили их в произведение не только часового, но и ювелирного искусства.

Врата времени

Часы Large Portique – первые в серии из шести различных моделей, выполненных в форме Тории, синтоистских ритуальных врат, в период с 1923 по 1925 год. Оси передач в этих часах были спрятаны за коралловым кабошоном, помещенным в центре перекладины из горного хрусталя. Фигурка «Билликен» снималась, обеспечивая тем самым доступ к механизму.

Производство «загадочных» часов Cartier никогда не прекращалось и продолжается по сей день, но в весьма ограниченном количестве

Первым владельцем Large Portique стала Ганна Вальска, одна из самых экстравагантных дам Нового Света. В те годы полячка по происхождению и не слишком талантливая оперная певица была замужем за американским магнатом Гарольдом Фоулером Маккормиком, души не чаявшим в своей «птичке-певичке». Слывя законодательницей мод в области нарядов и украшений, госпожа Маккормик собрала неплохую ювелирную коллекцию, где Cartier отводилось главное место.

Но, конечно, наибольшее собрание «волшебных часов» принадлежит самой компании Cartier. Инициативу по сохранению музейных ценностей проявил в 1973 году тогдашний президент Роберт Хок. Именно он вернул Large Portique Дому, купив эти часы на женевском аукционе Christie’s за 90 тысяч швейцарских франков.

Фото по теме

Оставить комментарий

100b97ac89b3e1be5f9f36f05e7bfd04fe5d856d



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...