Юбилей драгоценного клевера
21.12.2018
50 лет назад Van Cleef & Arpels представил украшение, которое сейчас называют одной из гениальных находок ювелирного дизайна ХХ века – длинное колье-сотуар с подвесками в форме четырехлистного клевера. Изящное и лаконичное, тонко обыгрывающее мотивы ар-деко и мавританских орнаментов, но при этом начисто лишенное тяжеловесной помпезности традиционных украшений, колье имело ошеломительный успех и послужило отправной точкой для создания коллекции Alhambra, визитной карточки Дома. WATCH поздравляет марку с юбилеем и вспоминает семь интересных фактов из истории Alhambra.
Символ удачи
«Чтобы удача сопутствовала вам, нужно в нее верить», – говорил Жак Арпельс, племянник Эстель Арпельс, дочери торговца драгоценными камнями, которая вместе со своим мужем, огранщиком Альфредом Ван Клифом, основала в 1906 году ювелирное предприятие Van Cleef & Arpels, располагавшееся в Париже на Вандомской площади, дом 22. Члены многочисленного семейства Арпельсов и Ван Клифов в удачу верили всегда: еще в 1920-х выпускали талисманы из дерева, шармы на удачу, подвески в виде магических существ – фей и единорогов. По легенде, в 1968 году Жак Арпельс нашел «счастливый» четырехлистник у себя в саду и принес его в офис показать коллегам вместе со стихотворением «Не сдавайся» американского поэта Джона Гринлифа Уиттьера. Те вдохновились и создали украшение, ставшее впоследствии культовым и до сих пор приносящее марке удачу.
Сады Альгамбры
Судя по названию коллекции Alhambra, магический цветок Van Cleef & Arpels вырос в волшебном месте на юге Испании – в садах Альгамбры. Этот невероятный дворцово-парковый ансамбль в мавританском стиле когда-то показал Европе все богатство и великолепие арабской цивилизации. Искусно вырезанный из мрамора клевер-четырехлистник – лейтмотив орнамента Альгамбры – встречается на барельефах и мозаиках, отделке фонтанов, окон и дверей.
В 1960–1970-х годах владельцы Van Cleef & Arpels много путешествовали – по Индии, Японии, Китаю. И создавали украшения по мотивам своих впечатлений: в это время появились клипсы Cashmere, подвески Osaka и Ibiza, браслет Bahamas. Вероятно, и коллекция Alhambra с ее отсылкой к мавританскому орнаменту, символизирующему гармонию и процветание, стала данью этому духу странствий.
Предмет культа
Сотуар Alhambra 1968 года, изготовленный из высококачественных материалов, но при этом милый, забавный и легкомысленный, стал своего рода предвестником 1970-х – эпохи хиппи с ее струящимися силуэтами, смелыми цветовыми сочетаниями, длинными экстравагантными украшениями и свободой выглядеть как хочется и делать то, что нравится. Это ожерелье до сих пор одно из самых знаковых и цитируемых в ювелирном искусстве, культовая вещь, которую можно сравнить разве что с пантерой Cartier. «Чувственные, нежные и полные смысла украшения, – говорилось о них в рекламе парижского бутика Van Cleef & Arpels на Вандомской площади, 22 в 1977 году. – Те, что будут с вами всегда». Колье, серьги, кольца Alhambra действительно можно носить «и в пир, и в мир», и в офис, и на родительское собрание, и на коктейльную вечеринку. Возможно, коллекция имела такой успех, потому что марке удалось соединить haute joaillerie с реальной жизнью.
Амулет для княгини Монако
Украшения Alhambra нравились знаменитостям: Роми Шнайдер снималась с ними в кино, Франсуаза Арди – позировала фотографам. Сотуар с четырехлистниками в бесконечных интерпретациях облетел обложки всех глянцевых журналов. Но подлинным амбасадором бренда стала любимая актриса Хичкока, а позже принцесса Монако – Грейс Келли. Князь Монако Ренье III дарил супруге много статусных драгоценностей, вроде серег-канделябров и бриллиантового колье Cartier c общим весом камней, равным 58 каратам. Но сама Грейс, будучи в Париже, покупала себе украшения от Van Cleef & Arpels, а сотуаров Alhambra у нее было несколько: с ониксом, перламутром, кораллами, малахитом. И она любила надевать их вместе. Икона стиля 1960-х, Грейс приобрела эти украшения просто потому, что они ей нравились. Грейс стала проводником концепции украшений woman-friendly, драгоценностей для души, а не для выходов в свет и торжественных мероприятий.
Эволюционный подход
С течением времени Alhambra претерпела множество изменений: и количественных, и качественных. К фирменным сотуарам присоединились серьги, кольца, подвески, ювелирные часы. Сейчас коллекция насчитывает несколько десятков предметов. Изначально для изготовления клевера использовали малахит, но позднее появились и другие материалы: яшма, коралл, бирюза, халцедон, тигровый глаз, синий агат, сердолик, севрский фарфор, натуральный белый и серый перламутр из Французской Полинезии, модный в эпоху ар-деко оникс, который мастера Дома полируют до идеального зеркального блеска, бриллианты высочайших характеристик. Коллекция превратилась в «сад расходящихся тропок»: Alhambra Vintage, Alhambra Sweet, Alhambra Pure, Alhambra New, а также Magic Alhambra и Lucky Alhambra. Даже классический четырехлистный клевер теперь дополнен цветками других форм, бабочками и сердечками.
Со всем уважением
К празднованию в 2018 году 50-летия Alhambra марка подошла ответственно. Николасу Фоулксу, выпускнику Оксфорда и настоящему лондонскому денди, обожающему часы и ювелирные украшения, автору двух десятков книг о моде и стиле, среди которых – биографии Patek Philippe и Mikimoto, предложили написать книгу об Alhambra, о том, как менялась мода в 1970-е и создавался современный силуэт. Для создания проектов, связанных с Alhambra, были приглашены и несколько художников. Фотографы Валери Белан, Соня Сьефф и Дэмиан Фокс представили современный портрет коллекции. А аниматор и графический дизайнер Жюли Жозеф сняла практически артхаусный видеоролик, где процесс создания украшений выглядит неким магическим ритуалом с отсылкой к античности, сказкам и архетипам.
Продолжение следует
И, конечно, самое главное: в честь 50-летия Alhambra ювелирный дом Van Cleef & Arpels представил новые украшения, которые пополнят постоянную коллекцию. Сотуары, браслеты и серьги Vintage Alhambra переливаются оттенками серого перламутра и оникса и сверкают бриллиантами в сочетании с мягким свечением розового и белого золота. В коллекции есть и четыре исключительных модели с редкой комбинацией цветов: небесно-чистый лазурит и прозрачный горный хрусталь, инкрустированные бриллиантами. Это оммаж тем материалам, которые были использованы в Alhambra в разные годы. «Для Van Cleef & Arpels очень важно сохранить свою душу, свой стиль и, учитывая то, что было в прошлом, адаптировать коллекцию под современные вкусы, дать ей новую жизнь», – считает директор музея и хранитель наследия Van Cleef & Arpels
Катрин Кариу.
Оставить комментарий