Женское дело
19.06.2012
Так получилось, что именно Алехандро Фернандесу, одному из самых именитых виноделов Испании, пришлось опровергать стародавний стереотип о том, что виноделие – не женское дело. Природа так и не подарила ему сына и наследника, и поэтому семейный бизнес пришлось передавать в руки дочерей, которые и руководят сегодня Grupо Pesquera, состоящей из четырех хозяйств: Pesquera и Condado de Haza в регионе Рибера-дель-Дуэро, La Granja в Заморе и El Vínculo в Ламанче. С одной из его дочерей, Мари Крус Фернадес, мы и побеседовали во время ее визита в Москву.
У Алехандро Фернандеса четыре дочери – и все вовлечены в семейный бизнес. Как распределяются между вами обязанности? Был ли у вас шанс пойти по другому пути, не связанному с вином? Или в семье Фернадес это практически невозможно?
Мы все выросли на винодельне, и, казалось бы, у нас действительно не было другого пути. Но, окончив школу, все поступили в разные университеты, лишь одна из нас – младшая Эва – получила специальное образование. Она по профессии энолог и сегодня участвует в создании вина вместе с отцом. После окончания вузов все мы не сговариваясь вернулись домой. Многие думают, что распределение обязанностей у нас происходит по числу хозяйств – каждой дочери по винодельне. На самом деле это, конечно же, не так: Люсия занимается маркетингом и внешними коммуникациями, на мне лежат административные вопросы, а самая старшая из нас, Ольга, отвечает за финансы. При этом, как я уже говорила, только у Эвы профессиональное образование, а Ольга, например, юрист, я же изучала древние языки.
Получается, что вас как профессионала винной индустрии сформировала именно семейная атмосфера, а отнюдь не образование?
Да, получается так. С детства мы росли, окруженные виноградниками, и для меня понятия «семья» и «вино» почти неразделимы. Образование лишь расширило наш кругозор, сформулировало жизненные цели, указало путь дальнейшего развития. Когда, окончив университет, Эва приехала домой, у них с отцом начались конфликты: ей по молодости казалось, что она знает абсолютно все и гораздо лучше него! Через год работы в хозяйстве она каялась в том, что заблуждалась. Но все мы любим наше дело, свою работу, стараемся делать ее хорошо.
В начале 1980-х появление вин Pesquera на мировом рынке произвело настоящую сенсацию. Как сегодня развивается регион Рибера-дель-Дуэро? Каков его потенциал? Какие задачи вы перед собой ставите в ближайшем будущем?
Первый винтаж Pesquera вышел в 1975 году. В то время это было запущенное, заброшенное место. Конечно, о наших винах тогда никто не знал и даже не догадывался. Зато сегодня в регионе насчитывается более 300 различных виноделен. Пожалуй, отметая ложную скромность, я могу сказать, что на развитие региона огромное влияние оказал мой отец Алехандро Фернандес. В своей стратегии развития мы стараемся равняться на французские и итальянские хозяйства, поскольку там сложилась многовековая культура, и, перенимая их опыт, пытаемся многому научиться и не делать каких-то очевидных ошибок. Сегодня мы активно продвигаем винный туризм – явление для нашего региона, да и для Испании в целом, новое, необычное: мы построили рядом с Pesquera отель – всего в пяти километрах. Каждый желающий может приехать в хозяйство, остановиться в гостинице, посетить с экскурсией производство, познакомиться с нашими специалистами, продегустировать вино и при желании купить его.
Вино, на создание которого уходит около трех лет, обязательно должно попадать в правильные рукиКто ваши главные конкуренты? И каковы преимущества Pesquera перед ними?
В нашем регионе на второе место после нас – все же перед вами заинтересованное лицо – я поставила бы вина Vega Sicilia. Это старая винодельня, основанная еще в конце XIX века. Она расположена в десяти километрах от нас. У них очень закрытое производство, они никого к себе не пускают. Мы же открыты и более молоды, а значит, мобильны, можем оперативно реагировать на происходящие в мире изменения. Впрочем, нас сложно назвать прямыми конкурентами – рынок большой, и места хватает всем.
Хозяйство у вас ведется по старинным методикам, с большим применением ручного труда. Какие из современных технологий вы используете, а что ни в коем случае не применяете?
Да, доля ручного труда у нас велика, даже при ферментации температура в танках устанавливается без использования компьютеров, специалист сам определяет ее исходя из своего профессионального опыта. При работе на виноградниках мы также стараемся с уважением относиться к природе и традициям, поэтому современная механизация используется только там, где без нее действительно не обойтись – например, при бутилировании. Мы не фильтруем вина, как другие производители, соответственно, у нас нет подобного производства, и не применяем искусственные дрожжи при ферментации. То есть современные технологии востребованы только на последних этапах – при бутилировании, наклейке этикеток, упаковывании в коробки, но эти процессы не влияют на вкус и качество вина.
Каковы ваши ожидания от российского рынка? Возможно, вы знаете, что в России прежде всего пользуются популярностью крепкие напитки.
Мы возлагаем большие надежды на российский рынок. Пусть тут и сильны позиции крепкого алкоголя, но я все же отмечаю растущий интерес к винам. И здесь очень важен выбор правильного дистрибьютора, который сам определяет политику продвижения продукта: например, наше вино не продается в супермаркетах, а представлено только в ресторанах, где его могут оценить по достоинству. Ведь напиток, на создание которого уходит около трех лет, должен попадать в правильные руки.
Производители сигар уверяют: чтобы понять настоящий вкус сигары, надо хотя бы раз в жизни выкурить ее в регионе производства. Насколько это верно по отношению к вину? Вкус Pesquera в Испании и Москве различается?
Вы почувствуете только эмоциональное отличие, если будете пить Pesquera на берегу Дуэро или Волги. Принципиально ничего не изменится. Тут важны скорее вопросы правильной логистики, хранения, температуры подачи – эти факторы могут повлиять на ваше восприятие.
Есть ли у вас специальные рекомендации по употреблению ваших вин – с какими блюдами, например, их лучше сочетать?
Мы производим в основном красные вина, есть одно белое, но в России оно пока не представлено. Конечно, все они отлично сочетаются с национальными блюдами нашего региона, которые в большинстве своем тяжелые, мясные, насыщенные по вкусу.
О чем вы думаете, когда открываете бутылочку любимого вина (какое это, кстати?) за ужином?
Это Gran Reserva с винодельни El Vínculo, в вашей стране оно пока также не представлено. Вино – это прежде всего социальный напиток, для хорошей дружеской компании. И когда я его пью, то в первую очередь хочу насладиться общением с приятными людьми.
***
Революционер из долины Дуэро
Беря начало на севере Испании, река Дуэро пронизывает Кастилию насквозь и далее через Португалию врезается в Атлантический океан. Это одна из главных речных артерий Пиренейского полуострова, и по обе ее стороны расположены виноградники. Там же находится и винодельческий регион Рибера-дель-Дуэро, что в переводе как раз и означает «Долина Дуэро». Являясь сегодня вторым (после Риохи) по значимости и известности в Испании, во второй половине XX века он переживал не лучшие времена: виноградникам грозила вырубка, а на их месте должна была появиться экономически более выгодная свекла. Любопытно, что Алехандро Фернандес, который во многом и спас этот регион, первоначально сделал состояние именно на свекле, изобретя машину по ее автоматической уборке. Но заработанный капитал он направил на расширение семейного хозяйства Pesquerа и засаживание его виноградной лозой. Уже через десять лет впервые в Испании Фернандес продемонстрировал «террасные» виноградники, кардинально снизил урожайность лозы, полностью перешел на органические удобрения, стал контролировать время и температуру ферментации, экспериментировал с бочками, отказался от фильтрации вин.… Все это подчеркнуло оригинальные свойства местного сорта винограда Tempranillo, его чудесную «фруктовость», которая превалирует в винах Pesquerа над традиционной испанской «дубовостью». Это было новое слово. Началось стремительное развитие виноделия в Рибера-дель-Дуэро, и в 1982 году региону присвоили статус D.O. – Denominacion de Origen.
Оставить комментарий