Десять друзей Карло
24.01.2013
Лишь раз в год, осенью, Большой театр в Женеве встречает такое количество специализированной публики: часовщики со всего мира съезжаются на церемонию вручения ежегодной премии Гран-при Женевы. В 2012-м церемония состоялась 15 ноября. На ней уже в 12-й раз выявили победителей, определяющих современное лицо часовой индустрии.
Весь год незаметно велась работа: отбирались кандидаты, шло голосование. Активная фаза премии началась 27 сентября: из Цюриха стартовало мировое турне моделей, вышедших в финал ежегодного конкурса Гран-при Женевы. Посетив Гонконг, Шанхай и Женеву, выставка впервые за все время своего существования и заграничных вояжей прибыла в Москву. Это произошло уже после церемонии награждения и объявления победителей. В посольстве Швейцарии по такому случаю был организован коктейль для знатоков, ценителей и просто богатых людей: Россия по-прежнему входит в число приоритетных рынков для продуктов премиум-класса. Коктейль предварял культурную программу – пресс-конференцию и тематический семинар, на котором решался вопрос: «Функция vs эмоция – что определяет выбор часов?».
Первую половину своего существования конкурс, поддерживаемый издательской группой Edipresse, часто обвинялся в предвзятости, непрофессионализме и лоббировании конкретных марок, обладающих внушительными рекламными бюджетами. Более того, он считался сугубо внутрицеховым коммерческим событием и не вызывал интереса со стороны широкой публики даже в родной Швейцарии.
С учреждением специального фонда премии, приходом Карло Лампрехта на пост президента и появления официального спонсора в лице частного банка Edmond de Rothschild, не имеющего интересов в часовой индустрии, мероприятие приобрело долгожданную независимость. В прошлом занимавший кресло кантонального министра экономики и занятости Карло старается повысить престиж Гран-при и привлечь туда покинувших его в 2006 году Patek Philippe и Swatch Group, а также новых участников. Результаты заметны: лица, выходящие на сцену за заветной статуэткой, стали разнообразнее, хотя, конечно, не обходится без завсегдатаев – Максимилиана Бюссера, Жан-Фредерика Дюфура, Карла-Фридриха Шойфеле.
Выбор, стоящий перед судьями, всегда очень непрост: помимо выражения технических симпатий необходимо принять правильное политическое решение. По этой причине в состав жюри входят не только часовщики, но и журналисты, историки, помогающие составить яркую и всеобъемлющую картину.
Несколько слов о самой награде, ради которой самые талантливые инженеры современности ведут непримиримую борьбу. Ее автором стал известный художник Роджер Пфунд, разработавший дизайн современного швейцарского паспорта и некоторых банкнот. Рука в его статуэтке – это символ умения и мастерства, являющихся неотъемлемыми качествами работы часовщика. Свое вдохновение Пфунд черпал во фресках Сикстинской капеллы, созданных Микеланджело. В частности, в знаменитой сцене прикосновения руки Бога к руке Адама. Она символизирует не только дарение жизни, но преемственность и передачу знаний. Статуэтка создана женевской компанией Bélart SA из позолоченной бронзы.
За время существования Гран-при количество номинаций выросло с семи до одиннадцати. При этом некоторые приходили и уходили, а какие-то эволюционно развивались. Одно время в отдельную категорию были вынесены ультратонкие, электронные часы и учреждена совсем уж удивительная номинация: приз симпатий ближневосточных клиентов. У жюри также есть собственная награда, которую оно вручает, руководствуясь личными пристрастиями. Сначала она доставалась конкретным моделям, которые не прошли по основному списку. Позже начали отмечать организации, приложившие немало сил в деле развития, популяризации и поддержки часового ремесла. В этом году приз жюри присудили Швейцарскому обществу хронометрии.
Для проведения церемонии были приглашены знаменитости: Фредерик Бегбедер, один из самых читаемых в мире современных французских писателей, и модель из Словакии Адриана Карамбо, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса за свой рост и длину ног.
«Золотая стрелка»
Главный приз получила революционная модель хронографа, представленная весной в Базеле, – TAG Heuer Carrera Mikrogirder работает с шагом измерения в 0,0005 секунды и с частотой 1000 Гц спускового устройства, производящего 7 200 000 полуколебаний в час.
Эта победа выглядит закономерной. TAG Heuer Carrera Mikrogirder пришел на смену новинки 2011 года – 500-герцевому хронографу Mikrotimer Flying 1000. Регулятор высокочастотного механизма Mikrotimer революционно-новой конструкции, оснащенный специальным анкерным ходом и балансом без обода, работает на частоте 3,6 миллиона полуколебаний в час, что в 125 раз превышает частоту обычного швейцарского механического хронографа. Абсолютно новая регулирующая система Mikrogirder, точная до беспрецедентной величины в 0,0005, или 1/2000 секунды, состоит из стержня сцепления и стержня активизации, взаимодействующих с линейным осциллятором (в противоположность спиральной форме классической спирали часового механизма). Угловой размах колебаний этой системы очень мал, и потому колебания изохронны, в противоположность классической спирали механических часов, работающей с амплитудой до 320º. Расположение заводной головки над 12-часовой меткой вдохновлено знаменитыми секундомерами TAG Heuer 1920-х годов, измеряющими время с шагом в 0,01 секунды, однако общее впечатление от дизайна иначе как авангардным назвать нельзя. Необычная форма корпуса и узкий ободок были задуманы для того, чтобы сделать циферблат максимального диаметра, который позволяет легко определить измеренный промежуток времени. Кроме того, нетривиальная конструкция циферблата открывает вид на стержневую регуляторную систему в процессе ее работы.
Лучшие женские часы
Эта номинация во многом дублируется другой, в которой выбирают лучшие ювелирные и часы с художественными техниками украшения, хотя именно их-то и следовало бы разделить.
Отдав предпочтение Chanel Flying Tourbillon, жюри подчеркнуло не только внешний вид безупречных по форме и используемым материалам часов, но и отметило классическое усложнение – турбийон, органично и изящно вписавшийся в общую концепцию. В новинке заключено сразу несколько эстетических кодов марки: восьмиугольная форма корпуса отсылает к крышке флакона культового аромата Chanel № 5, чья геометрия повторяет периметр Вандомской площади. Камелия же, помещенная на каретку турбийона, – любимый цветок Габриэль Шанель. Этот женский турбийон – уже второй турбийон в 25-летней часовой истории французского Дома. Механизм разработан совместными усилиями мастеров Chanel и швейцарских часовщиков Renaud & Papi. Корпус из 18-каратного белого золота, безель, стрелки и заводная головка украшены бриллиантами багетной и классической огранки. Всего используется 101 бриллиант багетной огранки общей массой 5,2 карата и 127 бриллиантов бриллиантовой огранки общей массой 2 карата. Данная модель выпущена также в белом золоте с бесцветными бриллиантами, однако строго лимитированной серией – 20 экземпляров.
Лучшие мужские часы
Безусловно, одна из самых сложных категорий, учитывая вообще историческую гендерную направленность часового искусства. Любой выбор тут будет спорным, поскольку достойные модели, которые безоговорочно заслуживают высшей награды в списке 50 отобранных, встречаются чаще, чем через одну.
Впрочем, часы Legacy Machine №1 от MB&F сами по себе вопросов не вызывают. С расположенным по центру монументальным балансом, бесподобно отделанным механизмом, двумя независимыми друг от друга индикаторами часовых поясов, уникальным вертикальным индикатором запаса хода и элегантным круглым корпусом, Legacy Machine №1 – это дань уважения великим первопроходцам традиционного часового мастерства и подлинная трехмерная машина MB&F. Показания часов и минут на каждом из двух циферблатов можно устанавливать независимо друг от друга, что является уникальной функцией, поскольку наличие индикации второго часового пояса, как правило, не позволяет устанавливать минуты отдельно. Первый в мире вертикальный индикатор запаса хода приводится в действие высокотехнологичной ультратонкой системой передачи с керамическими шарикоподшипниками, позволившей добиться более тонкой конструкции и одновременно высокой прочности и износостойкости механизма. Трехмерный механизм модели LM1 специально разработан для MB&F по эскизам Максимилиана Бюссера Жан-Франсуа Можоном и его командой из Chronode в швейцарском городе Ле-Локле. Другой прославленный независимый часовщик, Кари Вотилайнен, взялся за дизайн и отделку. Трехмерную картину дополняют два белых циферблата с ярко-синими золотыми стрелками, которые словно парят над механизмом.
Приз зрительских симпатий
Хронологически на самой церемонии сначала присуждали приз зрительских симпатий, а потом приз за лучшие мужские часы. Эта номинация была введена спустя год после организации самой премии, и голосование осуществлялось посетителями выставок, где были представлены часы, прошедшие одну ступень отбора. С недавнего же времени выразить свои симпатии может каждый часофил, отдав свой голос на сайте GPHG или других партнерских ресурсах.
Впервые в истории Гран-при мнение простых любителей и профессионалов отрасли из жюри совпало: модель Legacy Machine №1 от MB&F заставила Максимилиана Бюссера дважды выходить на сцену. Если среди проголосовавших в Интернете преобладали женщины, то их выбор вполне объясним: неженатый, харизматичный и успешный Макс способен покорить любую, если только отвлечется от своей работы. Но ожидать смены семейного статуса от человека, который даже отпуск проводит на конференции Technology Entertainment Design и в течение 10 часов слушает лекции, пока не приходится.
Лучшие инновационные часы
И в этой номинации открывается широкое поле для дискуссий: слишком много инноваций в последнее время обрушилось на традиционный часовой рынок. Причем они касаются как классических технических деталей, так и каких-то экстерьерных решений.
Победитель HYT H1 Black DLC демонстрирует самую невероятную индикацию времени на текущий момент. Гидромеханические часы стали первым творением молодой компании Hydro-Mechanical Horologists. Прозрачная трубка с флуоресцирующей жидкостью, выполняющей роль часовой стрелки, без сомнений, привлекла внимание журналистов на Базельской выставке. В движение жидкость приводят два гидравлических поршня. Индикация минут осуществляется на малом циферблате с обычной стрелкой, расположенной в верхней части циферблата, слева от него находится секундный индикатор в виде турбины, справа – индикатор запаса хода, который в этих часах составляет 65 часов. Диаметр корпуса – 48,8 мм, толщина – 18 мм. Задняя крышка выполнена из сапфирового стекла, через которое отлично видно мосты механизма со скошенными краями и женевскими полосками.
Лучшие ювелирные и часы, украшенные художественными техниками
Несомненно, эту категорию следует разделить. Хотя бы для того, чтобы уделять достойное внимание и моделям, усыпанным драгоценными камнями, и часам с эмалевыми рисунками и другими уникальными техниками украшения циферблатов. Ведь была же в свое время разделена категория инновационных и сложных часов.
Как известно, в прошлом году победила модель с перламутровым циферблатом, перегородчатой эмалью, архитектурой из белого золота и инкрустацией бриллиантами, которая своей сложностью обошла всех просто искрящихся множеством камней конкурентов. Но в этот раз ювелиры взяли реванш: победитель победитель Chopard Imperiale Tourbillon Joaillerie украшен драгоценными камнями сразу нескольких видов огранок. К чести часовщиков семейной компании, историческая специализации которой как раз и состояла в ювелирном искусстве, нужно отметить, что за блеском бриллиантов и аметистов скрывается мануфактурный механизм L.U.C 02.14-L, управляющий не только индикацией часов, минут и секунд, но и движением минутного турбийона, а также запасом хода. Отмеченный знаком качества Poinçon de Genève, этот механизм обладает 216-часовым запасом хода, что равняется примерно девяти дням. Но основную работу проделали все же ювелиры: индикатор хода за счет тщательно отобранных оттенков аметистов безупречно показывает уровень завода. Четыре других камня расположены на винтах каретки турбийона. Сам циферблат инкрустирован по центру в «снежном» стиле бриллиантами классической огранки, а по периметру – багетными, которые также украсили браслет, ушки крепления и заводную головку. Общий вес драгоценных камней составляет почти 55 карат.
Лучшие сложные часы
Можно сказать, что Роберт Гребель и Стивен Форси почти привыкли получать награды за самые сложные часы. Первый раз они поднялись на сцену Большого театра Женевы в 2009-м. Спустя год удостоились «Золотой стрелки», а на следующей премии вошли в состав жюри, по достоинству оценив своих коллег из Zenith (модель Academy Christophe Colomb Equation of Time весь прошлый год оставалась самой сложной).
И вот Greubel Forsey Invention Piece 2 снова в центре софитов. Погрешность хода сведена здесь к нулю за счет работы двух двойных турбийонов, связанных между собой сферическим дифференциалом. За их работой можно наблюдать через фронтальное стекло и прозрачную заднюю крышку. Основной циферблат смещен в сторону «5 часов» и прикрывает три соосных заводных барабана, обеспечивающих запас хода в 56 часов. Индикация осуществляется красной стрелкой, указывающей часы, а вращающийся диск показывает минуты. Секунды обозначает стрелка на циферблате, помещенном на позицию «10 часов», по соседству расположился индикатор запаса хода. Механизм IP2 состоит из 594 компонентов. Часы выполнены в платине и красном золоте и лимитированы 11 экземплярами каждой версии. Симметрия 43,4-миллиметрового корпуса нарушена выпирающими частями. Его толщина равна 16,28 мм. Корпус крепится на ремешок из черной крокодиловой кожи с застежкой из золота или платины.
Лучшие спортивные часы
Жесткая конкуренция развернулась в этой номинации как раз из-за весьма точных требований к участникам. Спортивный стиль легко угадывается даже несведущим в часовых тонкостях человеком. Наличие малых циферблатов хронографа и двух кнопок на корпусе – верный признак спортивности часов.
И тут выбор судей выглядел разумно: австрийская независимая компания Habring, занимающаяся производством эксклюзивных механических часов, получила награду за модель Habring Doppel 2.0. В центре циферблата находится двойная секундная стрелка, которая в обычном режиме осуществляет индикацию секунд так же, как и основная стрелка. Но при нажатии кнопки на левой стороне корпуса традиционная стрелка продолжает движение, а вторая останавливается для того, чтобы указать необходимое время.
«Малая стрелка»
Название номинации нисколько не умаляет достоинств моделей, представленных в ней. Более того, открывает людям глаза на мир настоящих швейцарских часов, стоимость которых необязательно исчисляется десятками и сотнями тысяч франков. Правда, следует обратить внимание на то, что с этого года планка «Малой стрелки» впервые повышена на 2,5 тысячи и составляет 7,5 тысячи франков. Видимо, этот факт является предвестником учреждения дополнительной номинации, где бы соревновались между собой недорогие модели с кварцевыми или механическими калибрами.
Победителем названы часы Zenith Pilot Big Date Special. Их стоимость на российском рынке составляет 270 тысяч рублей (желающие могут конвертировать сумму в различные валюты и убедиться, что модель не выходит за рамки объявленной допустимой стоимости). Интересно, что в данной модели отмечен самый яркий тренд нынешнего сезона – пилотские часы. Подобно оригинальному хронографу, выпускавшемуся в 1960–1980-х, новая модель Pilot Big Date Special ставит функциональность превыше всего. Часы выполнены в аккуратном 42-миллиметровом корпусе из стали с использованием чередования полированной и матовой отделки, которое придает им классический облик. Черный матовый циферблат, пять раз подвергавшийся пескоструйной обработке, подчеркивает симметрично расположенные временные индикаторы – счетчик малой секундной стрелки в положении «9 часов» и 30-минутный счетчик в положении «3 часа». Часовая и минутная стрелки покрыты черным рутением и составом Superluminova. В корпус помещен легендарный калибр El Primero 4010, безупречной отделкой которого можно наслаждаться через прозрачную заднюю крышку из сапфирового стекла. Ротор механизма украшен изящной узором Côtes de Genève, выполненным в полном соответствии с классическими канонами высокого часового искусства.
Лучший часовщик
На протяжении четырехлетней истории этой номинации (а ее ввели в 2008 году) на пьедестал выходили самые талантливые и заслуженные мастера. Но впервые лучшей среди лучших оказалась женщина – королева турбийонов, директор технического департамента Cartier, который рождает самые невероятные часовые усложнения, Кароль Форестье-Касапи.
Несмотря на ее неординарный талант, поначалу ей пришлось тратить довольно много времени, разрушая гендерные предрассудки, которые накладывались на юный возраст и отсутствие опыта. Сегодня Кароль умеет не только генерировать идеи, но и воплощать, убеждая вышестоящее начальство в их перспективности. И ежегодно в январе тысячи поклонников и, что немаловажно, клиентов, приехавших со всего мира в Женеву на часовой салон, отдают дань ее изобретениям. Как и любой часовщик, работающий в крупной компании, Кароль зачастую остается в тени, не выходя за рамки специализированной прессы. Внимание Гран-при Женевы, признанного на государственном уровне, вне всяких сомнений сделало из Форестье-Касапи героя национального масштаба.
Комментарии (1)
Rendi 06.02.2013 13:25
If you're looking to buy these artciles make it way easier.
Оставить комментарий