Джек Хойер и его время
23.04.2013
В прошлом году Джек Уильям Эдуард Хойер, правнук основателя часового бренда TAG Heuer, отпраздновал свой 80-летний юбилей. Казалось бы, самое время отойти от дел и подумать о заслуженном отдыхе. Однако в случае с Хойером все обстояло как раз наоборот: по приглашению президента TAG Heuer Жана-Кристофа Бабена он вернулся в родную компанию, из которой ушел после ее продажи группе LVMH. Решение Бабена предложить Хоейеру позицию почетного президента вполне понятно – как можно лишаться человека, имя которого давно стало синонимом самого понятия «время»?
Мы встретились с Джеком Хойером в штаб-квартире его родной марки в швейцарском местечке Ла-Шо-де-Фон. Со времени нашей последней встречи прошло более 10 лет, и хотя, на первый взгляд, он по-прежнему полон сил и находится в отличной физической форме, в чертах его лица произошла какая-то тонкая, едва уловимая перемена: странный налет задумчивости, неожиданные паузы, возникающие на полуслове, или внезапный переход с одной темы на другую. Но Хойера и сегодня отличает удивительная четкость мысли и ясность ума. Что, увы, нельзя сказать о его физическом здоровье – дают о себе знать старые травмы, полученные несколько лет назад во время активных занятий горными лыжами. Так, совсем незадолго до нашей встречи Хойер перенес операцию по протезированию коленного сустава. Оживленно, как инженер, он комментирует технический аспект хирургического вмешательства в его собственный организм, быстроту послеоперационной реабилитации и связанное с ней улучшение своего состояния.
Несмотря на то что роль Джека Хойера в создании многочисленных моделей часов TAG Heuer является неоспоримой, сегодня нам бы хотелось поговорить с ним не о них, а о таком незыблемом понятии, каким является Время.
В первую очередь, памятуя о вашем прошлогоднем юбилее, мы хотим спросить вас: правда ли то, что с возрастом время становится более скоротечным?
Да, с возрастом оно ускоряет свой бег. Сейчас я уже нахожусь на финишной прямой своей жизни. Другие участники этого, так сказать, «забега», мои ровесники, потихоньку выбывают из него. Возникающая пустота становится практически осязаемой, материальной, она еще раз напоминает мне о моем собственном возрасте, о времени, которого почти не осталось.
Когда вы впервые почувствовали, что вплотную приблизились к финишу?
Примерно за несколько лет до моего 80-летия, когда начали возникать мысли о том, стоит ли начинать в моем возрасте учиться, например, играть в гольф. Но я все-таки рискнул. И в короткие сроки мне даже удалось добиться заметных успехов. Так значит, есть еще порох в пороховницах!
Не кажется ли вам противоестественным создавать часовые механизмы, работающие на фиксацию, остановку хода времени, чем, по сути, занимается марка TAG Heuer, давно и прочно связанная с миром спорта и автогонок? Приходилось ли вам лично иногда ощущать ускорение или замедление хода времени?
Работа над любой новинкой всегда происходит для меня невыносимо долго, тянется очень медленно. Порой мне кажется, что время вообще просто замерло на месте. Знаете, в кругу семьи меня называют Speedy Gonzales – Быстрый Гонсалес. Я не слишком терпелив и во всем люблю быстроту. Поэтому, конечно, мне всегда хочется ускорить все рабочие процессы, но, к сожалению, это почти невозможно.
И сейчас вы по-прежнему всегда спешите и торопитесь?
И да и нет. Со временем сильное желание сделать как можно больше за максимально короткий промежуток времени ослабевает. В пожилом возрасте следует побольше отдыхать и избегать стрессов. Так, после обеда я отправляюсь немного вздремнуть. Сейчас я явно больше наслаждаюсь жизнью, чем прежде. Мне уже не надо рационально планировать свое время, чтобы все успеть. Мне просто некуда спешить.
Какое событие в истории измерения времени компании TAG Heuer для вас наиболее памятное?
Самым запоминающимся событием для меня стала фиксация времени в автогонке в Индианаполисе, когда разница между первым и вторым финалистами составила не более чем 1/10000 секунды, а расстояние между ними – 21 дюйм, то есть почти 53 сантиметра. Это было в начале прошлого века.
Вы когда-то сами профессионально занимались горнолыжным спортом. Что являлось для вас более важным: победа над соперником или установление личного рекорда?
Безусловно, победа над соперником. Временной фактор играет в горнолыжном спорте второстепенную роль, поскольку условия могут изменяться многократно. Иногда уже с самого начала гонки я осознавал, что у меня нет ни единого шанса на победу, но тогда я ставил себе новую цель – быть лучше, чем мой приятель. Весь секрет заключается в том, чтобы задать себе планку, немного выходящую за пределы возможного. Только таким образом можно подняться на более высокую ступень.
Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, кем бы хотели стать: самым быстрым спринтером или самым быстрым автогонщиком в мире?
Несмотря на то что я просто ненавижу легкую атлетику, все-таки выбрал бы именно этот вид спорта. Автомобильные гонки всегда считались очень рискованными соревнованиями, мне же, как семейному человеку, не хотелось бы подвергать себя ненужной опасности. Я сам увлекался горными лыжами и поэтому хорошо знаком со скрытыми угрозами, таящимися на заснеженных склонах. Несколько моих знакомых трагически погибли под лавинами. Однако это жизнь, и здесь ничего не поделаешь. От этого не застрахован даже профессиональный спортсмен. Будь у меня возможность выбора между лыжами и бегом, я бы все равно выбрал бег. Сейчас лыжники спускаются с гор со скоростью 240 км/ч, и при одной мысли об этом мне уже становится как-то не по себе...
Как вы считаете, придет ли однажды время, когда установить новый рекорд станет невозможно, потому как спортсмены достигнут предела своих физических возможностей?
Нет, я в этом сомневаюсь. Думаю, нам все равно каким-то образом удастся выжимать все больше из человеческого тела, вновь понемногу улучшая спортивные результаты. Однако у меня имеются некоторые сомнения, что все спортивные рекорды достигаются исключительно честным путем. Возьмите, к примеру, велосипедный спорт и проблему применения в нем допинга. Я просто уверен, что людям, занятым в нем, снова удастся создать такие препараты, которые никто не сможет обнаружить, и таким образом вновь побеждать. Стремление к победе над временем и соперником заложено в наших генах, и для достижения своей цели некоторые спортсмены никогда не откажутся от применения запрещенных средств. Однако и без них более легкая обувь, более здоровое питание, лучшие методы тренировки и обучения позволят человеку каждый раз подниматься на все более высокую ступень. Каждый раз мы все выше и выше поднимаем планку, делая возможным, казалось бы, невозможное.
Когда я был уже на самой вершине успеха, по какой-то причине удача отвернулась от меня. Тогда я на себе почувствовал, что такое провалОднако если спортивные результаты будут расти все выше, то различия между ними будут становиться, соответственно, все меньше, перейдя от привычных одной секунды к одной десятой, сотой и даже тысячной секунды. Где же тогда будет предел?
Полагаю, пределом будет одна тысячная секунды. Меньшие значения уже просто несущественны. Недавно проходили трехчасовые соревнования по триатлону среди женщин, в итоге после трехчасовой борьбы разница в результатах составила всего лишь 2 сантиметра. Если эта разница станет еще меньше, сократившись до нескольких миллиметров, то результаты просто потеряют смысл. Почему, спросите вы? Потому что тогда надо будет учитывать, вдохнули ли вы в тот момент или выдохнули, какова длина ваших ногтей, какого вы роста и насколько большой у вас нос, а это выглядит абсурдно. К тому же чем больше цифр будет после запятой, тем труднее правильно зафиксировать результат. На мой взгляд, это бессмысленно, но наверняка сказать сложно... С другой стороны, если на этом по-прежнему можно будет заработать деньги...
Роль коммуникации в нашей жизни стремительно растет. Ни время, ни расстояние уже не имеют прежнего сдерживающего значения, мир стремительно становится теснее. Хорошо ли это?
Не очень. Поверьте старому человеку. Но было бы глупо отрицать пользу подобного развития. Я сам долгое время работал в области электроники и занимался разработкой таких технологий, как GPS. Их появление очень сильно изменило мир, открыв возможности, о которых мы ранее не могли даже и мечтать. Так, сегодня все исследования на планете Марс проводятся с помощью полуавтоматических роботов, управляемых астронавтами с орбиты. В зависимости от положения Красной планеты период прохождения сигнала составляет всего 50 минут. Еще совсем недавно весь научный мир говорил о бозоне Хиггса, теоретически предсказанной элементарной частице. Подтверждение ее существования будет означать переворот в современной физике и сделает возможным внедрение в жизнь еще более быстрых технологий. Скорость света уже находится в пределах досягаемости.
Вы весь в ожидании этого момента?
То, что ждет нас в ближайшем будущем, выходит далеко за пределы понимания обычного человека. Я с интересом слежу за развитием нанотехнологий, хотя эта материя кардинальным образом отличается от обычной, привычной нам, стоит на ступень выше. А я предпочитаю заниматься земными проблемами. Но опять же, стремление сломать существующие стереотипы и выйти за рамки повседневности заложено в человеческих генах. Мы все хотим быть выше, лучше, быстрее, это у нас в крови... Компания TAG Heuer всегда раздвигала границы часового сознания, представив миру подлинно инновационные механизмы. Меня, как специалиста в этой области, это всегда искренне заводило.
Было бы неплохо разработать прибор, который бы мог измерять не только продолжительность времени, но и его качество?
Качество времени – понятие весьма субъективное. Потому как каждый человек имеет свое собственное, индивидуальное представление о качественной составляющей времени, скорее всего, такому изобретению не будет сопутствовать коммерческий успех. Так, для одних рыбалка – скучная и бесполезная трата времени, в то время как для других – настоящее блаженство. Я, например, предпочитаю совмещать приятное с полезным и, вдоволь накатавшись по заснеженным склонам швейцарских Альп, люблю восстановить свои силы в кафе, расслабившись за бокалом вина. Думаю, попытки стандартизировать качество времени заранее обречены на провал. Так что мой ответ на ваш вопрос отрицательный.
Какое событие в вашей жизни оказало наибольшее влияние на формирование вас как личности?
Замечательный личный вопрос. В моей жизни был один весьма успешный отрезок времени, в течение которого мне удалось преобразовать малое предприятие из 40 сотрудников в фирму, в которой вскоре работало уже 350–400 человек, известную во всем мире как ведущий производитель хронографов и секундомеров. И вдруг, уже будучи на самой вершине успеха, по какой-то причине удача отвернулась от меня. Тогда я на себе почувствовал, что такое провал. Это обстоятельство кардинальным образом повлияло на мое мировоззрение. Я понял, что расслабленность, возникающая при хорошем течении дел, очень опасна – она усыпляет...
Я очень счастлив, что в 50 лет получил шанс начать все сначала. К 70 годам привел дела в порядок, что доставило мне огромное моральное удовлетворение
Что именно у вас пошло не так?
Да все! Меня уволили. И мне пришлось начинать все с самого начала. Даже имея за плечами немалый профессиональный опыт и успешную карьеру, мне было нелегко удержаться на плаву. Этот случай заставил меня пересмотреть свои взгляды на жизненные ценности. Некоторые люди из моего окружения говорят, что с возрастом я стал терпимее и добрее. С тех самых пор я живу в большой гармонии с собой и окружающим миром. Думаю, для того чтобы перейти на новую ступень развития, мне была просто необходима такая встряска. По иронии судьбы это произошло 23 июня 1982 года, в день, когда мне исполнилось 50 лет...
Знаете, мне больше бы не хотелось говорить на эту тему. Если вы хотите узнать об этом еще, обратитесь к моим мемуарам.
Какой период истории вам больше всего нравится и почему?
Как технарь, я искренне горжусь и восхищаюсь временем, в котором мы сейчас живем. Для меня имеет значение только то, что происходит здесь и сейчас. Я с большим увлечением читаю научные статьи по электронике и развитию современных микротехнологий, хотя порой мне не все понятно. Тем не менее это остается основным полем моих интересов. Я также интересуюсь событиями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах, но для меня они не так любопытны, как техника. В этом отношении я полный технократ.
Компания TAG Heuer тесно связана с миром профессионального спорта, прежде всего известна своими передовыми разработками и высокотехнологичными инновациями в области точных часовых устройств. Почему же тогда вы так упорно продолжаете использовать в рекламных целях имя и лицо Стива Маккуина, знаменитого актера и автогонщика прошлого?
Хороший вопрос. Понятия не имею. Могу сказать, что отношения компании TAG Heuer и Стива Маккуина складывались непросто. И ни о каком партнерском соглашении не было и речи. В ходе съемок фильма «Ле-Ман» сначала предполагалось использовать часы марки Omega. Однако Маккуин отказался от них, думая, что этот часовой бренд хочет его закабалить. Вместо Omega он захотел получить такие же часы, как у Джо Зифферта (швейцарский гонщик «Формулы-1» и друг Маккуина. – Прим. WATCH), и случайно вышло так, что теми часами оказались именно Heuer Monaco. Так эта модель засветилась в нескольких эпизодах фильма (интересный факт: одним из «контрабандистов», предложивших Heuer, был молодой Герд Р. Ланг, впоследствии основатель и владелец часового бренда Chronoswiss. – Прим. WATCH). Затем мне позвонил член съемочной группы, отвечающий за реквизит, чтобы посоветоваться, что ему делать с нашими часами. Они попали во Францию на съемочную площадку фильма незаконно, и попытаться вернуть их обратно нам показалось весьма рискованным предприятием. Поэтому мы решили подарить их на память всем участникам съемочной группы. Узнав об этом, Маккуин пришел в ярость. Он посчитал, что таким образом мы как бы используем его имя в своих коммерческих целях и делаем бесплатную рекламу своих часов. Тогда нам пришлось солгать Маккуину, сказав, что у нас не было мысли о выгоде и мы продаем часы по себестоимости. Вскоре из Швейцарии мы начали отправлять по факсу счета с очень скромными суммами для тех, кто получил от нас часы в подарок. И что бы вы думали: все честно заплатили до копейки! Однако преодолеть возникшую с того момента напряженность и натянутость в отношениях с Маккуином нам так и не удалось. В юридическом плане он ничего не мог сделать относительно факта использования компанией TAG Heuer кадров из фильма, и мы об этом знали. Так продолжалось до тех пор, пока Маккуин не начал злоупотреблять алкоголем и наркотиками и утратил свой звездный статус. Затем о нем все просто-напросто забыли. И только 20 лет спустя, когда компания TAG Heuer решила вновь выпустить культовую модель часов Carrera, а затем Monaco, появилась необходимость привлечь внимание к бренду. Заручившись согласием сына Стива, Чеда Маккуина, мы приобрели эксклюзивные права на использование его имени и изображения. Удивительно, как время само все расставило на свои места: сейчас Стива помнят исключительно как легендарного актера и кумира поколения 1960-х.
Да, время стирает из нашей памяти все плохое, оставляя лишь хорошие воспоминания. Альберт Эйнштейн считал, что время не является константой – оно относительно. Вы с этим согласны?
Суть теории Эйнштейна для меня – темный лес, и она попадает в категорию частицы Хиггса, о которой я уже упоминал ранее. Есть многие вещи, которых я не понимаю.
Вы о чем-нибудь жалеете, оглядываясь на прожитую жизнь?
Знаете, я очень счастлив, что в 50 лет получил шанс начать все сначала. К 70 годам мне удалось привести свои дела в порядок и подняться в финансовом плане, что доставило мне огромное моральное удовлетворение. На это мне потребовалось целых 20 лет. Однако в своей жизни я все же упустил несколько хороших моментов. В 1973 году я мог бы переехать в Силиконовую долину, когда там стартовал стремительный рост компьютерных технологий. Я неплохо разбирался в компьютерах и мог бы легко сделать карьеру. К сожалению, этого не случилось. Но зато вместо это у меня были 10 самых увлекательных лет сложной и интересной работы. Поэтому, сказать по правде, я ни о чем не жалею.
Сейчас, наверное, я был бы более богатым человеком и мог бы лучше обеспечить своих детей... Однако руководствоваться в жизни исключительно финансовыми соображениями было бы нецелесообразно и крайне глупо. Мне с лихвой хватает того, что есть, хотя я и не миллионер. Итак, еще раз нет, я ни о чем не жалею.
Если бы вы могли путешествовать во времени, куда бы вы отправились?
В любом случае мне бы не хотелось покидать пределы нашей галактики. В отличие от многих пенсионеров, я люблю зиму и не хочу жить в южных широтах. Честно говоря, я вполне доволен тем малым, что у меня есть, живя здесь и сейчас. Несмотря на мой солидный возраст, я не привык жаловаться. Мне очень нравится проводить время в кругу своей семьи, в нашем домике в горах... Сейчас моя жизнь находится в равновесии, и в принципе я всем доволен. И хотел бы оставить все так, как есть. Повторюсь: я живу здесь и сейчас.
Как вы думаете, станут ли возможными путешествия во времени?
Я в этом очень сомневаюсь. Смерть – единственная уверенность в нашей жизни. Ведь именно она каждый раз вновь и вновь напоминает нам о неумолимом течении беспощадного времени.
В честь 80-летия Джека Хойера были выпущена специальная модель – TAG Heuer Jack Heuer 80th Birthday Edition, изданная ограниченным тиражом 3000 экземпляров. Четыре из них предназначены для самого юбиляра, его сыновей и зятьев. Основой для юбилейной новинки послужили легендарные Carrera, созданные самим Джеком в далеком 1962 году.
Оставить комментарий