Город-сад
09.06.2015
Зелень в городе – явление дефицитное, а если речь идет о собственном саде – дефицитное вдвойне. Городские жители всегда люди пытались решить эту проблему, устраивая на террасах и крышах домов маленькие сады, где цветы и даже деревья росли в кадках и ящиках. Но современная архитектура пошла намного дальше: тропические леса на фасадах, небесные сады и вертикальные фермы. И, более того, сегодня это совсем не роскошь, а экологическая необходимость и естественная потребность жителей мегаполисов.
Неверно думать, что мегаполисы с их вечной толчеей и тотальным дефицитом пространства не слишком пригодны для зеленых оазисов, организованных на балконах, крышах или фасадах домов. Напротив, железобетон, главный строительный материал современных городов, получивший распространение на рубеже XIX–XX веков, создает для этого почти идеальные условия – именно благодаря железобетону стало возможным строительство плоских кровель, пригодных для озеленения. Этот факт и позволил Ле Корбюзье, главному реформатору и модернисту XX столетия, включить в свои «Пять принципов современной архитектуры» крышу-сад как важнейший элемент нового жилища.
Парк на крыше
Ле Корбюзье рассматривал использование кровли как компенсацию за то пространство, что здание занимает на земле, и наряду с озеленением предлагал устраивать на крышах солярии, детские сады и спортзалы. Последние были особенно актуальны в случае с его «Жилой единицей» (Unité d'habitation) – многоквартирном жилом комплексе, построенном в Марселе сразу после окончания Второй мировой войны. Правда, сад на крыше в итоге оказался не таким уж и повсеместно доступным удовольствием, полностью реализовать свою идею Ле Корбюзье смог только в дорогих особняках: на виллах La Roche под Парижем (1923–1925) и Savoye в Пуасси (1929–1931).
Однако не только над частными зелеными оазисами трудились архитекторы. В 1930-е популярными стали и сады, разбитые на крышах крупных общественных зданий, что позволяло привлекать туда посетителей. Самый известный проект – «Сад наций», созданный британским ландшафтным архитектором Ральфом Хэнкоком в 1935 году в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. На высоте 11-го этажа там появился настоящий парк, поделенный на зоны в духе французской, английской, японской и других школ садоводства. Зелень занимала большую часть крыши, и растения росли уже не в кадках, а в открытом грунте, поэтому стальной каркас здания пришлось укрепить, чтобы он выдержал 3000 тонн почвы, а также трубы, разнообразные декоративные сооружения, цветы и деревья. Сад пользовался большим успехом, и Хэнкок предрекал конец «садиков при пентхаусах», которые в мегаполисах заменят крыши-парки.
Увы, столь оптимистичным предсказаниям не суждено было сбыться: общественные зеленые проекты оказались слишком затратными. Но Хэнкоку все же удалось создать еще один – «Кенсингтонские сады на крыше», появившиеся в 1938 году над бывшим зданием магазина Derry & Toms в Лондоне: на площади более 0,6 гектара здесь растут дубы и фруктовые деревья, а через «речку» перекинут каменный мост. Оба сада Ральфа Хэнкока до сих пор открыты для широкой публики.
Выращивать растения без грунта прямо на стенах зданий придумал Патрик Блан. Такие зеленые панно даже не требуют стрижки или другого особого ухода
Половить форель на крыше универмага
В 1950-х годах в США появился новый тип сада на крыше: озеленять начали кровли гаражей, дополнявших призматические небоскребы в интернациональном стиле. Над паркингом 70-этажной жилой башни Lake Point Tower на берегу озера Мичиган в Чикаго Альфред Колдвелл разбил в 1968 году Skyline Park площадью 1 гектар: там можно найти холмистый рельеф и даже скалы, множество деревьев, большой водоем и каскад, а также предусмотрены открытый бассейн, солярий и детская площадка.
Но были и более смелые эксперименты. В 1958 году на крыше универмага Harvey’s в Гилфорде, на юге Англии, архитектор Джеффри Джеллико создал водяной сад, в котором почти все пространство кровли занимал мелкий пруд с лилиями, где жили форель и улитки. На поверхности пруда устроили клумбы и смотровые платформы, соединенные дорожками из камней. Их округлые очертания напоминали о небесных телах: на космическую тему Джеллико вдохновил первый искусственный спутник Земли, запущенный СССР в 1957 году.
Тропический лес посреди офиса
Однако идея сада-водоема не получила дальнейшего развития, а вот зеленый атриум, созданный в 1967-м архитектором Кевином Роучем и ландшафтным дизайнером Дэниэлом Кайли в здании Ford Foundation в Нью-Йорке, стал одним из любимых интерьерных решений. Его идея проста: здание со стеклянными фасадами играет роль «теплицы» для субтропического сада внутри, который расположился как на «дне» атриума, так и на выходящих туда террасах этажей. С тех пор идея озеленения вестибюлей и крытых внутренних дворов распространилась очень широко: офисные, торговые, гостиничные комплексы наперебой привлекают арендаторов и посетителей возможностью отдыха среди зелени – вплоть до того, что фирменный стиль отелей Embassy Suites, подразделения сети Hilton, включает в себя обязательный «тропический лес» в атриуме. Однако такое поставленное на поток озеленение не всегда привлекательно и соответствует современным экологическим стандартам.
Другая совместная работа Кайли и Роуча 1969 года – Музей Калифорнии в Окленде – демонстрирует еще один популярный до сих пор тренд: кровли невысокого, но обширного по площади здания стали основой для террасного парка, а сама постройка почти слилась с ландшафтом.
Железобетон подарил зданиям плоские кровли, которые идеально приспособлены под озеленение, обустройство на крышах газонов и садов
Зеленые террасы общего пользования
Новатор Ле Корбюзье не остался в стороне от послевоенных опытов с озеленением, причем его проекты предвосхитили многие тенденции наших дней. Сводчатые кровли парных домов Jaoul близ Парижа (1955) были засеяны травой ради экономии средств (что практично и с современной точки зрения: зеленые крыши защищают перекрытия здания от негативного воздействия среды, обеспечивают тепло- и звукоизоляцию), а на вилле Shodhan в индийском Ахмадабаде (1956) «висячие сады» затеняют и охлаждают интерьер верхних этажей.
Тем временем озеленение зданий становилось более демократичным, как когда-то и предсказывал Ле Корбюзье. В знаменитом жилом комплексе Habitat 67, построенном Моше Сафди для Expo–1967 в Монреале, большинство квартир имеют собственные террасы-сады, расположенные на крышах нижних блоков. Зеленые террасы, но уже общего пользования, предусмотрел и архитектор Жан Реноди в своем Центре Жанны Ашетт в Иври близ Парижа (1969–1975): напоминающий город на холме, комплекс из 40 квартир, офисов и магазинов состоит из множества звездчатых модулей. Современным отражением этой идеи можно считать комплекс социального жилья Via Verde в Нью-Йорке (бюро Grimshaw, 2012): на его крышах-террасах устроены сады и огороды, где жители могут выращивать овощи и фрукты. Еще один успешный пример озеленения социального жилья – 10-этажная Flower Tower в Париже (архитектор Эдуар Франсуа, 2004): с трех сторон ее этажи окружают галереи с огромными горшками, в которых высажен бамбук.
Не только красиво, но и экологично
В 1960-х годах использование растительности в архитектуре стали рассматривать с экологической точки зрения, и в Германии начались полноценные исследования, как раз и приведшие к созданию современных зеленых крыш. Кроме защиты здания от шума и солнечных лучей, покрытые грунтом и зеленью кровли собирают и очищают дождевую воду, повышают качество воздуха в мегаполисе через фотосинтез и улавливают взвешенные в воздухе частицы загрязнения. Кроме того, они уменьшают типичный для города эффект «острова тепла», из-за которого температура воздуха там на 3–4° выше, чем в сельской местности: если обычная крыша может нагреваться до температуры от +35 °C до +70 °C, то зеленая крыша редко преодолеет порог в +25 °C. Конечно, обустройство зеленых крыш – весьма затратное предприятие: каркас здания должен быть рассчитан на вес грунта, дренажа и изоляции, также необходимы регулярный полив и уход (хотя их объемы зависят от выносливости высаженных растений), но этот элемент экостроительства продвигается на государственном уровне во многих странах, в первую очередь в Германии и Канаде.
Если зеленая крыша создается только ради экономии ресурсов и сохранения окружающей среды, ее достаточно засадить очитком – неприхотливым растением, не требующим толстого слоя грунта. Но ландшафтный архитектор может превратить такую кровлю в настоящее произведение дизайнерского искусства. В 2002 году Диана Бальмори создала две зеленых зоны площадью около 450 м2: каждая на террасе 19-го этажа и на крыше жилой башни The Solaire на Манхэттене. Пространство на 19-м этаже сочетает функции типичной зеленой крыши (помимо прочего, она собирает 70% дождевой воды для полива ее собственной зелени и окружающих дом парков) с привычной для Нью-Йорка ролью сада и солярия для жителей. Высаженные растения способны сопротивляться сильным ветрам, всегда дующим на такой высоте (там растут «экраны» из бамбука), высокому солнечному излучению и загрязненному воздуху.
Более неформальный подход к проблеме зеленых крыш можно найти в проектах австрийского художника Фринденсрайха Хундертвассера: он считал, что дома правильных геометрических форм вредны для человека, поэтому их стоит заменить асимметричными разноцветными сооружениями с деревьями, высаженными на крышах и даже «выглядывающими» из окон. Первый такой дом появился в Вене в 1985-м, затем художник строил жилые комплексы и отели по всей Австрии и Германии, среди самых интересных – Waldspirale в Дармштадте 2000 года
900 деревьев на одном фасаде
Итальянский архитектор и урбанист Стефано Боэри, напротив, подошел к делу озеленения рационально: по его проекту в Милане появился «Вертикальный лес» – 900 деревьев, высаженных на фасадах двух жилых башен высотой 110 м и 76 м высотой. Подобным образом Боэри предлагает бороться с исчезновением лесов в Европе: такой жилой комплекс сопоставим по количеству деревьев с 1 гектаром обычного лесного массива. Кроме того, растения защитят интерьер от солнца, пыли и шума.
Но существует озеленение и еще более вертикальное: французский ботаник и дизайнер Патрик Блан в 1980-х придумал «зеленую стену», на которой растения растут без грунта – в насыщенной питательными веществами воде. Работы Блана и его последователей используются как на фасадах, так и в интерьерах зданий. Порой они превращаются в «живые панно», как, например, над входом в здание Фонда Cartier в Париже или универмага Galeries Lafayette в Берлине. «Стены» Блана не требуют стрижки, а также прекрасно чувствуют себя в условиях умеренного среднеевропейского климата.
Однако легче всего озеленить здание в жарких странах: сингапурское бюро WOHA превращает свои отели и жилые башни в Юго-Восточной Азии в «висячие сады», используя минимум технологий. Более того, зелень помогает создать в интерьере комфортный микроклимат без помощи кондиционеров.
Но ограничить озеленение зданий зоной тропиков проектировщики не согласны: они предлагают устраивать в супернебоскребах Sky gardens («небесные сады») – общественные пространства нового поколения, совмещающие жилые и офисные башни с «вертикальными фермами» и обеспечивающие естественную вентиляцию в высотных зданиях с помощью полностью озелененных атриумов. Из предмета роскоши интегрированная в архитектуру растительность становится необходимостью: этого требуют экологические интересы, истощение ресурсов и дефицит свободного пространства в постоянно разрастающихся городах. Но не менее важным стимулом здесь выступает и вечное стремление людей жить среди зелени, которое век от века лишь становится сильнее.
Оставить комментарий