18+

И корабль плывет

24.08.2010

Floris_leeuwenberg_amrath_2

Дом судоходства «Схепвартхейс» считается первым зданием, построенным в стиле амстердамской школы. Сегодня здесь располагается одна из самых роскошных гостиниц голландской столицы – Grand Hotel Amrâth. WATCH рассказывает полную перипетий историю этого архитектурного шедевра.

Когда в начале XX века амстердамские судоходные компании приняли решение о строительстве здания для своего главного офиса, они и представить не могли, что тем самым способствуют рождению нового стиля в архитектуре. Дом судоходства «Схепвартхейс» стал первым творением, возведенным по всем канонам амстердамской школы. Возвышаясь, подобно кораблю, стоящему на причале, он являет собой потрясающий монумент из витражного стекла, кованых элементов и вручную вылепленных морских изваяний. Коллективу молодых архитекторов, занимавшемуся его постройкой и оформлением, в будущем будет суждено создать немало жилых домов, офисных зданий и возвести даже целый рабочий квартал. Сегодня все это великолепие мы причисляем к совершенно особому архитектурному стилю – амстердамской школе, голландскому варианту ар-нуво и югендстиля. Начиная с середины 1960-х гавань медленно приходила в упадок, и в 1981-м Дом судоходства покинула последняя судовладельческая компания. К этому времени амстердамская школа уже окончательно вышла из моды и величественный памятник влачил жалкое существование – здесь располагался офис муниципальной транспортной компании. Но в 1996-м владельцем «Схепвартхейса» стала семья Ван Эйил, занимающаяся гостиничным бизнесом. И в 2008-м, после тщательной реставрации, Дом судоходства вновь распахнул свои двери, превратившись в роскошный пятизвездочный Grand Hotel Amrâth. Политический заказ

«Промышленная революция началась в Нидерландах значительно позже, чем, например, в Англии и Германии», – рассказывает Алис Рухгольт, директор музея амстердамской школы Het Schip, объясняя предпосылки строительства «Схепвартхейса». На протяжении многих веков голландская столица была центром мореходства, но в начале XX века она уже не могла тягаться со своими главными соперниками – Ливерпулем, Антверпеном или Гамбургом. Эти портовые города перешли на электричество и потому по многим показателям превосходили Амстердам. Однако его потенциал все еще был очень высок – благодаря постройке Нордзее-канала появилась возможность сооружения более глубоких гаваней. И шесть крупнейших судоходных компаний страны решили объединить усилия по выходу из кризиса – под девизом «Море людей разделяет, а мореходство сплачивает» они объявили о слиянии. И в качестве доказательства серьезности своих намерений приняли решение о возведении офисного здания для совместного пользования. Заказчики хотели видеть нечто кардинально новое, и потому архитектурное бюро Van Gendt, которому они поручили реализацию проекта, решилось на смелый и рискованный ход – пригласило в качестве главного архитектора Йогана Мельхиора ван дер Мейде, которому до этого никогда не приходилось заниматься возведением зданий. Мейде привлек к проекту двух своих друзей – Михиля де Клерка и Пита Крамера. Но чтобы до конца понять, что же такое в итоге было построено в амстердамской гавани под именем «Схепвартхейс», нужно четко осознавать те политические условия, в которых был разработан и реализован этот проект. Как и для большинства стран Европы, начало XX века стало непростым периодом для Нидерландов. Промышленная революция, появление нового социального класса – фабричных рабочих, стачки и забастовки, сотрясающие страну. «Конечно, было бы неправильно думать, что амстердамская школа – политически ангажированное явление, но все же архитекторы, создавшие этот стиль, очень чутко реагировали на происходящие вокруг них социально-политические изменения», – рассказывает Рухгольт. Не стоит забывать, что до того, как принять участие в проекте «Схепвартхейс», Крамер и де Клерк занимались строительством жилых кварталов для рабочих. «Им все было хорошо, поскольку до этого у них вообще ничего не было», – заметил как-то де Клерк, тем самым косвенно выразив и свою политическую позицию. Вторым источником вдохновения для архитекторов стало славное морское прошлое Нидерландов. Принимая во внимание характер заказанного им здания и его местоположение – именно отсюда в 1595 году голландский мореплаватель Корнелис Хаутман отправился в свое первое путешествие в Восточную Индию – Мейде, Крамер и де Клерк сделали именно морскую тему доминирующей в концепции «Схепвартхейса». Из кирпича и бетона

Идея максимально использовать в «Схепвартхейсе» достижения промышленной революции принадлежала де Клерку. Так в Нидерландах появилось первое здание из бетона. Однако столь инновационная по тем временам задумка была несколько смягчена – для облицовки внешних стен было решено все же использовать кирпич, причем разной формы. Сегодня трудно сказать, кто из дизайнеров за какой участок работ отвечал, Дом судоходства был их «общим» шедевром. Каждый предмет – начиная со стульев и столов и заканчивая подставками для ламп, коврами и кирпичами – был разработан и изготовлен специально для этого проекта. К созданию ручной росписи настенных ковров и деревянных барельефов, которые мы видим в Зале совещаний (Beraadzaal), привлекли 65 мастеров из Индонезии. Наряду с красным, тиковым и другими экзотическими сортами дерева, различными видами кирпича, были изготовлены рельефные камни особой формы. Также использовались самые разнообразные виды натурального камня, среди которых как гранит, так и мрамор, и диорит-порфирит. Богатство отделки здания подчеркивали элементы художественной ковки, витражи и драпировка. Здание строили в два этапа – с 1913 по 1916 год, затем строительство возобновили в 1926-м и закончили через два года. Любопытно, что уже на первом этапе было изготовлено достаточное количество кирпичей и рельефных камней. Дом судоходства, парящий над пристанью, словно величественный океанский корабль, произвел на современников потрясающее впечатление. По форме здание напоминает перевернутую букву «А». Главный вход, находящийся в верхушке «А», в самом «носу» дома – на углу Prins Hendrikkade и Binnenkant, расположен внутри ступенчатой башни, крытой английским шифером бронзового цвета. Ее стены декорированы морскими канатами, волнами и головами рыб. Сейчас «Схепвартхейс» считается первым зданием, полностью построенным по всем канонам амстердамской школы. После 1915 года этот стиль стал доминирующим как в голландском интерьере, так и экстерьере, а также и в графическом искусстве. Забытый и заброшенный

После Второй мировой войны вли­яние амстердамской школы начало ослабевать. Нидерланды увлеклись модернизмом, новыми примерами для подражания стали США, Швеция и Великобритания с ее единой планировкой целых городов. Кирпич и натуральный камень окончательно уступили место бетону, а декоративность – функционализму. С отстройкой Роттердама амстердамская гавань утратила свое значение. И в 1981 году последняя судоходная компания покинула стены «Схепвартхейса», после чего величественное здание продолжало влачить жалкое существование в качестве офиса муниципального транспортного предприятия. Оригинальные подставки для ламп, а также люстры и мебель из резного дерева, к счастью, были отправлены на хранение на верхние этажи. Архитекторы, создавшие «Схепвартхейс», также больше не пользовались популярностью и уважением со стороны собратьев. Их упрекали в излишней художественности и пустом украшательстве. «Модернисты ненавидели амстердамскую школу, – рассказывает Рухгольт. – Ее стиль был широко представлен на почтовых марках, в витражах и мебели. И, возможно, они просто этому завидовали». Из-за радикальных реконструкций, которым были подвергнуты рабочие кварталы голландской столицы, большая часть наследия амстердамской школы не сохранилась до наших дней. Рухгольт считает это настоящей трагедией и ставит Мейде, де Клерка и Крамера в один ряд с Гауди и Макинтошем. Только после выставки 1972 года отношение к амстердамской школе стало меняться, возник интерес, благодаря чему в самый последний момент удалось предотвратить снос целых районов. Сейчас по всему городу восстанавливаются и реконструируются многочисленные здания, построенные в этом стиле. Новая жизнь

Отношение к амстердамской школе окончательно изменилось в 1996-м, когда «Схепвартхейс» перешел в руки голландского концерна Amrâth Hotels & Restaurants, принадлежащего семье Ван Эйил. Процесс создания интерьера этой пятизвездочной гостиницы был длительным и дорогостоящим. Типичное офисное пространство предстояло перестроить в 164 номера, включая апартаменты класса «люкс», при этом необходимо было учитывать требования и нормы, предъявляемые муниципальной комиссией по охране памятников культуры. Большая часть деревянных и каменных элементов здания осталась нетронутой, что придает новой гостинице величественный, строгий и импозантный вид. Оригинальное освещение стен, потолочные лампы и люстры, убранные при реконструкции 1972 года, вновь привели в порядок и возвратили на свои места. Вытащили из хранилища и уникальную мебель. Многочисленные бюро остались в прежнем состоянии и выполняют теперь исключительно декоративную функцию. Под сводами подвала расположился винный погребок, где недавно открылся бар, и все еще по-прежнему работает оригинальный лифт непрерывного действия (правда, из соображений безопасности он недоступен для пассажиров). Чтобы увеличить поступление солнечного света в здание, витражи уменьшили, а оригинальные деревянные детали заменили на более светлые породы дерева. Но в некоторых уголках гостиницы все еще царит характерная для «Схепвартхейса» мрачная атмосфера. Новые элементы интерьера, как, например, настенные ковры в Зале совещаний, скульптуры и драпировка, были созданы голландскими художниками Герти Биренброодспотом и Кристи ван дер Хааком. Они черпали вдохновение в оригинальном интерьере здания и смогли удачно совместить традиции нового и старого. Погружение в сказку

Пожалуй, самое величественное впечатление в «Схепвартхейсе» производит кованая главная лестница, украшенная огромным витражным куполом, а также кабинеты директоров, разбросанные на различных этажах на углу Prins Hendrikkade и Binnenkant, и Зал совещаний на втором этаже на Prins Hendrikkade, полностью создан­ный дизайнером Т. Нивенхаусом. Интерьер каждой комнаты, благодаря необычной конфигурации здания имеющей свою уникальную форму, был создан Рэем Кенти под влиянием морской тематики. Он также разработал для табличек в гостинице новый шрифт, основывающийся на эстетике амстердамской школы. Сегодня гостиница предлагает своим посетителям роскошные номера площадью более 60 кв. м, среди которых Toren Suite, занимающий три этажа, и Oosterse Suite с террасой на крыше. Конечно же, в Grand Hotel Amrâth позаботились обо всех современных удобствах, которые традиционно предоставляются постояльцам в пяти­звездочных отелях: от Wellness и Spa до залов для заседаний и банкетов, баров и ресторанов. Seven Seas предлагает блюда французской кухни, дополненные средиземноморскими акцентами. В элегантном Wine Bar можно попробовать самые разнообразные вина – от домашнего до эксклюзивных марок. А в послеобеденное время хорошо провести часок-другой в чайном баре High Tea, где можно насладиться восхитительными десертами. Но, конечно, в «Схепвартхейс» приезжают совсем не для того, чтобы ощутить на себе безупречный сервис «пяти звезд». Проживание в Grand Hotel Amrâth – это самое настоящее погружение в сказку. Гулять по «Схепвартхейсу» – одно удовольствие. В любом уголке здесь можно обнаружить то осьминога, то морское чудовище, то сложенный канат. А со стен на вас будет горделиво взирать то повелитель морей Нептун, то голландский первопроходец Корнелис Хаутман. Барельефы в «Схепвартхейсе» достойны особого внимания: рисовое поле на острове Ява, плантации сахарного тростника на Парамарибо или какая-либо другая колониальная жемчужина Королевства Нидерландов, управление которой осуществлялось Ост- и Вест-Индийской компаниями непосредственно из этого здания. Увы, не всякий истинный любитель дизайна и архитектуры XX века может позволить себе остановиться в этом отеле хотя бы на одну ночь, но увидеть своими глазами Grand Hotel Amrâth и даже побродить по нему теперь не проблема – каждое воскресенье Алис Рухгольт проводит экскурсии по «Схепвартхейсу» для всех желающих.

Grand Hotel Amrâth Prins Henrikkade 108 1011 AK Amsterdam Тел: +31 (0) 20 552 0000 www.amrathamsterdam.com Стоимость номера в сутки: от €250 до 650 Стоимость номера «люкс» в сутки: от €470 до 2500 Музей Het Schip Spaarndammerplantsoen 140 1013 XT Amsterdam Тел: +31 (0) 20 418 2885 www.hetschip.nl Время работы: среда – воскресенье с 13.00 до 17.00 Для заказа экскурсии необходимо звонить в администрацию отеля
Фото по теме

Оставить комментарий

238348db1155e37cb54031cc16bf21256c3e4a97