18+

Кудесники солнечной мечты

Текст:

24.08.2010

Chinespoles

Бизнес и искусство не часто уживаются вместе. Однако если сотрудничество случается – оно способно развиться до невероятных масштабов. Пример подобного счастливого исключения – Cirque du Soleil («Цирк Солнца»). Мощнейшая в мире, динамично развивающаяся империя развлечений, география которой простирается на пять континентов. Но в то же время это уникальный по своей природе творческий коллектив, способный решать самые смелые художественные задачи и быть всегда на гребне славы и нового успеха. В конце октября при поддержке MasterCard и Infiniti легендарный «Цирк Солнца» придет в Россию.

Вот уже несколько лет в самых различных уголках планеты миллионы счастливых зрителей становятся свидетелями незабываемых турне канадского цирка со спектаклями Saltimbanco, Quidam, Alegria, Corteo, Dralion, Varekai. Эти причудливые названия каждый год, как россыпь бриллиантов, сверкают с афиш сразу в нескольких странах. Кроме того, цирк имеет постоянные резидент-шоу (O, Mystere, KA Extreme, La Nouba, Zumanity, Delirium, Love) в отелях и казино Лас-Вегаса, в Диснейленде Ниагары, во дворцах Токио и на стадионах Макао. Совсем скоро он придет в Лос-Анджелес, Даби и Москву. Со дня основания цирка в 1984 году все эти спектакли увидело свыше 70 миллионов зрителей, живущих в 130 городах на четырех континентах планеты. Если в первом шоу принимали участие лишь 73 актера, сегодня в Cirque du Soleil работают более 3500 сотрудников, среди которых 900 исполнителей. Они представляют 400 национальностей и разговаривают на 25 языках. О Cirque du Soleil мечтают молодые цирковые актеры, он дает шанс счастливого продолжения карьеры спортсменам-гимнастам и акробатам. О нем грезят взрослые и дети, продюсеры снимают фильмы, а искусствоведы пишут книги. «Цирк Солнца» – самый желанный гость на всех знаменитых церемониях, презентациях, открытиях и вручениях престижных призов в мировом шоу-бизнесе. Исторический момент

История создания самого «солнечного» цирка планеты похожа на сказку. Она началась вдали от культурных центров – в Канаде, стране, казалось бы, обреченной оставаться в тени своего слишком преуспевшего в инновациях соседа. В 1983 году в кабинет монреальского муниципалитета вошел 23-летний юноша, представившись по-французски: «Ги Лалиберте, актер». Он обратился к властям с фантастическим, почти безумным предложением – создать первый национальный цирк. По словам молодого человека, задуманный им проект способен прославить Канаду на всех континентах. И его слава поможет победить в стране апатию, вызванную вспышкой сепаратистских настроений во франкоговорящей провинции. Если этого мало – излечит квебекцев от горечи, которую они всякий раз испытывают, когда хоккейный клуб Montreal проигрывает в финалах Кубка Стэнли. В конце концов так все и случится. Сегодня Cirque du Soleil – третья в стране статья доходов после кленового сиропа и хоккея с шайбой. Как это ни странно, но городские чиновники не сочли визитера сума­сшедшим. Ему дали шанс, предоставив грант в 1,5 миллиона долларов на организацию празднования 450-летия открытия Канады путешественником Жаком Картье. А заодно выдали разрешение на аренду земельного участка на окраине города. В знак расположения к смелой идее плату за землю назначили символическую – один доллар в год. И буквально через несколько недель на выделенном участке уже появился сине-желтый цирк шапито на 800 мест. Здесь-то цирковая труппа уличных актеров под предводительством Ги Лалиберте и начала давать свои цирковые представления под названием Le Grand Tour du Cirque du Soleil. Годы странствий и открытий

Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года на востоке Канады, в городке Бе-Сент-Поль в провинции Квебек. С самого детства он слыл дерзким фантазером и бесшабашным хулиганом. В 14 лет покинул родной дом, отправившись в первое турне по окрестным деревням. Причем Ги не убегал из дому – он смог убедить родителей в своем страстном желании следовать за путеводной звездой. В 18 лет Лалиберте бросил колледж и улетел в Париж, где начал артистическую карьеру, присоединившись к труппе бродячих актеров. Сначала играл на аккордеоне и пел, потом освоил жонглирование, фокусы, эквилибристику и «глотание огня». За два года Ги обошел на ходулях все скверы и площади европейских столиц и даже побывал на Гавайских островах. В 20 с небольшим он вернулся на родину, полный планов и идей создать в Канаде собственное цирковое шоу. Встретил единомышленника в лице школьного приятеля Даниэля Готье, владевшего консалтинговой фирмой и неожиданно вызвавшегося стать креативным директором будущей компании. Так у истоков бизнес-проекта встали актер и финансист. Вновь образованную компанию друзья зарегистрировали в 1984-м, дав ей броское и, как окажется впоследствии, счастливое имя – Cirque du Soleil («Цирк Солнца»). С новым шоу они объехали всю Канаду: от Галифакса до Ванкувера. И в 1987-м отправились покорять США – открывать престижный фестиваль искусств в Лос-Анджелесе. Канадскими циркачами тотчас заинтересовались в Голливуде. Ги Лалиберте даже вел переговоры с Columbia Pictures, но вскоре вышел из игры, решив не попадать в зависимость от голливудских продюсеров. Канадский маг эквилибристики собрался идти другим путем. Стратегия чувства и опыта

Не будучи ни менеджером, ни бизнесменом, Ги Лалиберте отлично понимал, что осуществление мечты требует неуклонного движения вперед, без оглядок на достигнутые успехи. Что гастрольная практика может надорвать силы неокрепшего творческого организма. И надо развивать менедж­мент, искать единомышленников, организовывать кастинги. А если не хватает знаний и опыта, высокотехнологичного креатива и управленческих талантов – в срочном порядке наверстывать упущенное. Несколько лет он разъезжал по миру, встречаясь с мастерами самых знаменитых цирковых школ – США, Франции, России, Китая. Ги посещал галереи и музеи, библиотеки и музыкальные хранилища. Его интересовали гравюры Жака Калло и полотна Франсиско Гойи, Пекинская опера и средневековые мистерии, русские скоморохи и древнегреческие комедии, сказки Гофмана, Андерсена и Перро. И вот в 1992 году, одновременно с гастролями в швейцарском цирке Кни, Cirque du Soleil осуществляет постановку шоу Saltimbanko. Именно этот спектакль, шокирующий своей фантазией и виртуозностью исполнения номеров, вознесет канадский цирковой проект на вершину популярности. С этой поры творческая и коммерческая удача начнет сопутствовать каждой следующей постановке Ги Лалиберте. МЕТОДОЛОГИЯ И НОВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА

Мир спектаклей Cirque du Soleil не требует логических оправданий. Это истории из жизни необыкновенных людей, обладающих мистическим шармом, выразительной пластикой и безупречной техникой цирковых трюков. Так рождается сказочная атмосфера очарования, которой пронизаны спектакли «солнечного цирка». И вся атрибутика искусств здесь подчинена созданию этой атмосферы. Почти в каждой постановке звучит нежно-щемящая музыка и завораживающее живое пение, например звуки средневекового лада в спектакле Alegria. Почти всегда арену перерезают вращающиеся колеса, бегущие дорожки, стены домов с черными окнами, винтовые лестницы и лабиринты, уводящие в потаенные уголки нашей памяти, как в спектакле Varekai. И очень часто каждая мизансцена – это реминисценция образов и картин детства, как игрушечный паровозик, с ностальгической грустью пересека­ющий сцену в начале La Nouba. Идея программы рождается в голове Ги Лалиберте. Потом ее подхватывает творческая группа, необязательно напрямую связанная с цирком. Затем идею разбирают и дробят на сценарные эпизоды криэйторы, кристаллизуют художники и композиторы, наполняют актерскими индивидуальностями режиссеры-постановщики. Говорят, что специфика процесса воплощения идеи – это тайный ритуал, напомина­ющий некое заклинание. Он проигрывается и проживается всеми участниками творческой группы. В этом придирчивом и скрупулезном акте – пример удачного подбора не только актеров для шоу, но и персонала для корпорации. Все сотрудники компании – это, во-первых, профессионалы и энтузиасты своего дела. А во-вторых, люди, обладающие идеальным чувством баланса между творческими мечтами и деловым подходом. Как показывает опыт менеджмента канадского цирка, найти таких всегда не просто, но крайне необходимо для удачного существования проекта. Многое из того, что сделал Ги Лалиберте, и сегодня кажется крайне революционным. Он отказался от стандартной арены, опущенной вглубь амфитеатра. Его арена больше похожа на огромный подиум, где артисты видны зрителю как на ладони. Он убрал из цирка животных – по мнению Ги, эти традиционные элементы циркового действа лишь отвлекают зрителя от главного зрелища и к тому же требуют большого штата обслуживания и лишних затрат. Лалиберте подверг ревизии и другую традицию: собирать цирковое представление из не связанных между собой номеров. А еще он пересмотрел специфику понятия «смешного», убрав с ковра клоунов и отдав предпочтение зрелищным номерам. Ну и последний секрет – индустриализация творчества. Именно в «Цирке Солнца» на смену традиционному семейному ремеслу в создании цирковых программ пришел высокотехнологичный метод конструирования уникальных, «штучных» спектаклей. ЛАВРЫ КОСМОНАВТА И ПАПЫ-ДРАКОНА

В июле этого года транснациональная цирковая индустрия отпраздновала 25-летний юбилей Cirque du Soleil. Праздничный флеш-моб, приуроченный к знаменательной дате, прошел в Москве, Монреале, Лас-Вегасе и Нью-Йорке. В этот день тысячи поклонников цирка встали на ходули и прошлись по улицам своих городов. 2 сентября Ги Лалиберте исполнилось 50 лет. К этому времени он уже месяц проживал в Москве и проходил ... подготовку к космическому полету в отряде космонавтов в Звездном городке. 30 сентября он должен стать седьмым по счету космическим туристом и с еще двумя космонавтами отправиться на борту российской МКС в неведомую бездну. А в России все это время шла продажа билетов на первое шоу прославленного цирка в Москве. Полувековой юбилей бывший бродячий актер встретил с личным состоянием в 1,7 миллиарда канадских долларов. Его фигура, как человека, идущего в бизнесе своим, непроторенным путем, сегодня привлекает особое внимание. В 2007 году в Монте-Карло Ги Лалиберте был удостоен почетной награды World Entrepreneur of the Year Awards и назван самым успешным и креативным бизнесменом мира. Но в общем он мало напоминает миллиардера. В гольф не играет. Парусники и автомобили – не его страсть. Единственная азартная привычка – покер. И конечно, цирк. Как артист он уже давно не выступает, но, правда, иногда играет на аккордеоне, встает на ходули, показывает фокусы и глотает огонь... чтобы развеселить своих пятерых детей, которых считает своим самым главным богатством и которые зовут его «папа-дракон».

На первый взгляд Cirque du Soleil совсем не похож на обычный цирк – здесь нет ни арены, опущенной вглубь амфитеатра, ни животных. Но это и есть самый настоящий цирк, о котором мы грезили в детстве
Фото по теме

Оставить комментарий

1bd71d46de67c3f6ec602fe32072dd7babd03ea7