Мастерство решает все
06.02.2012
Большинство часовщиков по своей природе – люди немногословные. Они как бы не торопятся переходить из спокойного, привычного для них тихого мира винтиков и шестеренок в реальность повседневной жизни. Энтони де Хаас, ныне занимающий должность производственного директора компании A. Lange & Söhne, – яркий пример исключения из этого правила. Удивительно общительный и улыбчивый голландец всегда с завидным удовольствием рассказывает о любимом деле своей жизни – искусстве создания высокоточных механизмов.
Начнем с вопроса очевидного, но в то же время неоднозначного: какую модель Lange вы бы назвали своей любимой?
Да, весьма каверзный вопрос для производственного директора, поскольку я лично задействован на всех этапах создания новых продуктов. Если же говорить честно, то больше всего, наверное, склоняюсь к Zeitwerk Striking Time.
И на чем основывается подобный выбор?
За время своей работы в Renaud & Papi я руководил отделами разработки таких сложных механизмов, как минутный репетир и большой бой, а также лично занимался сборкой часов. Поверьте, удовольствие, которое доставляет процесс создания механизма с музыкальным устройством, регулировка точности его хода и последующая доводка до совершенства, не сравнимо ни с чем!
То есть вы хотите сказать, что именно это сложнейшие механизмы?
Да, я называю их высшим уровнем пилотажа. Если вы впервые решили взяться за создание турбийона вечного календаря или хронографа и в конечном итоге все устройства работают должным образом, это очень здорово. Но если вы в первый раз в жизни обратились к функции большого боя, то вам придется потратить целых три месяца только на работу над одним-единственным механизмом... Это крайне кропотливое занятие.
Идея создания Zeitwerk Striking Time родилась в отделе маркетинга?
Нет, в компании Lange за это отвечает производственный отдел, которым я и руковожу. Мы решили предложить собственную интерпретацию акустической функции боя. В коллекции нашей марки еще не было ни одной модели с минутным репетиром, и поэтому очень хотелось как можно скорее восполнить подобный пробел. Но при этом важно было не изобрести «очередной минутный репетир» – сегодня им уже никого не удивишь. Модель Zeitwerk Striking Time должна была по прошествии четверти часа давать сигнал высокого тона, а один раз в час – сигнал низкого тона. Эта идея показалась нам оригинальной. Было решено представить первые наручные часы с музыкальным сопровождением в рамках новой коллекции Zeitwerk. Отталкиваясь от такой задачи, мы разработали приблизительную концепцию дизайна, предполагающую непосредственное наличие ударного механизма на циферблате. После утверждения первоначальных эскизов за дело взялись конструкторы, которые уже и приняли окончательное решение о том, можно ли вообще доработать и воплотить идею в жизнь. Начиная с этого момента все отделы работали в самом тесном взаимодействии друг с другом.
Модель часов с минутным репетиром стала первой в истории немецкой марки?
Да, во всей компании оказалось только два специалиста, которые разбирались в этом деле. Необходимо было тщательно продумать, как будет работать механизм гонга, подобрать материалы, определиться с конструкцией корпуса часов и силой удара молоточков… Надеюсь, вы не спешите? Можно бесконечно говорить на эту тему.
Но все-таки мне придется попросить вас изложить вкратце суть процесса.
Завершив работу над вышесказанным, мы переходим к выбору тембра звука, то есть должны заставить молоточки звучать чуть громче или тише, полнозвучнее или резче, – это настоящее искусство звукового дизайна. Тут чуть убрать, там, наоборот, что-то подложить, и все это для получения желаемого тембра. По звучанию ни одна модель не похожа на другую, и это неудивительно. Ведь все подбирается на слух, и главным определяющим фактором является чувство.
Почему создание минутного репетира намного сложнее турбийона?
Это обусловлено точностью и последовательностью процесса смены многочисленных функций механизма. Стоит допустить малейшую ошибку – и все пропало. Хронограф оснащен стандартными кнопками «старт», «стоп» и обнуления показаний. Это точные функции, здесь все предельно просто и ясно. Большой бой звучит при смене каждого часа. Дополнительно каждую четверть часа большой бой отбивает необходимое количество раз высоким тоном, повторяя низким тоном количество часов. Попробуйте разместить необходимое количество шестеренок и пружин на ограниченном пространстве!
Серия часов Zeitwerk Striking Time вышла ограниченным тиражом?
Да, мы предлагаем модели из белого золота и платины и последние – ограниченным тиражом в 100 экземпляров. Принимая во внимание стоимость новинки (а цена версии из белого золота составляет 75 тысяч евро, версии из платины – 92 тысячи), кажется невероятным, что компания посвятила целых три года разработке продукта, счастливыми обладателями которого могут стать представители только узкого круга состоятельных лиц. Но именно так обстоит дело в данном сегменте рынка: сложные механизмы создаются эксклюзивными часовщиками для эксклюзивных покупателей.
Наши сложные механизмы создаются эксклюзивными часовщиками для эксклюзивных покупателейКонечно, часовое искусство – привилегия настоящих мастеров. Однако в последнее время рынок наводнило огромное количество бюджетных товаров из стран Дальнего Востока.
Да, это одна из последних тенденций развития. Но турбийон турбийону рознь. Все-таки имеются существенные различия между моделями, сделанными на старейших европейских мануфактурах и произведенными в Китае. Однако действительно в большинстве случаев нюансы понятны только специалистам, лишь они осознают, что полировка одного моста занимает целых две недели. Но поймите меня правильно, у меня абсолютно нет никаких предубеждений в отношении дешевых турбийонов. Около десяти лет назад на рынке появилось несколько брендов, выпускавших механизмы с этой сложной функцией по более низкой стоимости. Некоторые часовщики восприняли такое развитие событий как угрозу. Но только не я. Для меня это своего рода «турбийоны для начинающих». Выложив за подобный экземпляр 15 тысяч, они тем самым открывают себе двери в круг настоящих знатоков. Там видят людей, запястье которых украшают турбийоны стоимостью в несколько сотен тысяч, начинают понимать разницу и копить деньги для покупки настоящего образца.
За те три года, в течение которых Lange занималась разработкой часов для эксклюзивных покупателей, были ли предприняты какие-то шаги по повышению уровня продаж моделей более низкого ценового сегмента?
Безусловно, разработка нового продукта неразрывно связана с его маркетингом. Каждая коллекция Lange, будь то Lange 1, Saxonia или Zeitwerk, отличается неповторимым дизайном. Наше последнее детище – уникальная модель Zeitwerk Striking Time. Именно она призвана вывести марку на совершенно новый уровень.
Не слишком ли много времени вы уделяете разработке эксклюзивных моделей, в то время как на долю функциональных часов типа Saxonia приходятся только незначительные внешние и технические изменения?
Нет, я с этим не согласен. Учитывая высокий уровень сложности изготовления и качества, практикуемый в Lange, представляется крайне сложным выпустить на рынок такие автоматические часы, как Saxonia, со стартовой ценой менее 17 тысяч евро. Для этого необходима тщательно продуманная тактика действий. Конечно же, мы не идем ни на какие компромиссы относительно качества выпускаемых моделей. Изготовление всех деталей происходит вручную, что и выражается в значительной стоимости конечного продукта. В этом плане часы со сложными функциями имеют больший спектр возможностей. Именно поэтому усовершенствования внутри коллекции Saxonia и создание абсолютно новых функций представляют для нас одинаковый уровень сложности. В компании Lange простой заменой циферблата или чем-нибудь в этом роде не обходится! Мы очень серьезно относимся к нашему делу. Наверное, здесь сказывается немецкая основательность. И, конечно же, для нас на первом месте стоит репутация марки.
В данный момент компания Lange является одной из ведущих в часовой отрасли. Дизайнер может сменить компанию и начать новый раунд своей деятельности в другом месте. Но для обычного часовщика или главы производственного отдела перспективы дальнейшего роста ограниченны. Каковы ваши амбиции? Вы хотели бы работать на другой бренд, например на Patek Philippe?
Я не знаю, удастся ли мне там адаптироваться и чувствовать себя как дома. Мне, как производственному директору Lange, предоставлена неограниченная свобода действий и творчества. Patek Philippe – замечательный бренд с давними традициями, но при разработке большинства новых часов он опирается на модели прошлых лет. Мне же больше удовольствия доставляет поиск новых решений, создание новых образов.
Вы не хотели бы основать собственный бренд?
Вот уж к этому я совершенно не стремлюсь. Конечно же, с большим интересом слежу за развитием, например, голландской часовой марки Grönefeld. С Бартом Грёнефельдом я сидел за одной партой. Вместе с ним и его братом Тимом мы несколько лет работали в Часовом доме Renaud & Papi. Это мои хорошие друзья, и я очень надеюсь, что им будет сопутствовать удача. На собственном опыте знаю, сколько сил, времени и денег надо вложить, чтобы добиться воплощения мечты в жизнь. Это часовщики высокого класса, которые прошли огонь, воду и медные трубы и не побоялись нанести на свои изделия надпись «Сделано в Нидерландах». Вот это настоящая смелость!
Оставить комментарий