Покровительство искусствам
12.12.2013
Начиная с 1992 года 12 выдающихся меценатов со всего мира, чей личный вклад в развитие культуры и искусства не выставляется напоказ, ежегодно получают особые награды Культурного фонда Montblanc – Montblanc de la Culture Arts Patronage. В этом году лауреатом премии Montblanc стала Ольга Свиблова. Столь почетная награда была вручена директору московского Мультимедиа Арт Музея за более чем 30-летнюю поддержку фотографов и огромный вклад в развитие современной фотографии в России. Глава наблюдательного совета Montblanc Лутц Бетге рассказал WATCH о своем знакомстве с Ольгой, тех высоких долгосрочных задачах, которые ставит перед собой премия, и строгих членах жюри, ее вручающих.
До вручения премии Montblanc de la Culture Arts Patronage вы были знакомы с Ольгой Свибловой и ее деятельностью? Какое впечатление на вас произвело посещение Мультимедиа Арт Музея?
Нет, до вручения премии я не был знаком с Ольгой, но, конечно, знал, чем именно она занимается. И в ней меня поразили две вещи. Первое – страсть. Мы уверены, что для достижения успеха в каком-то деле нужно отдаваться ему со всей страстью – в этом кроется секрет. Второе – организация русского павильона на Венецианской биеннале – 2007. Экспозиция называлась Click I Hope. Ольга рассказала мне о подготовке к выставке, об организации павильона и концепции. Она заставила меня задуматься о чем-то очень важном: в триаде Вера, Надежда, Любовь мы в компании всегда ставим на первое место Любовь, но ведь без Надежды и Веры Любовь сама по себе бессильна. У меня была возможность обойти музей, ознакомиться с экспозицией. Сегодня все семь его этажей заполнены работами Ильи и Эмилии Кабаковых и Эля Лисицкого. Особенно меня поразила инсталляция «Упавший ангел», которая занимает пролеты с 1-го по 7-й этаж. В ней чувствуется экспрессия, свобода.
Ежегодно премию получают 12 человек во всем мире, на ваш взгляд этого количества людей достаточно? Подозреваю, что достойных людей гораздо больше.
Конечно. Но когда мы начинали, награды вручались лишь в Европе, Америке и Азии. Потом мы осознали, что достойных людей больше, и увеличили число призеров. Наша задача – найти покровителей искусства, меценатов, которые внесли весомый вклад в развитие и поддержку художников. Нам важно, что без этих людей многие достижения в области искусства не были бы осуществлены. Все покровители способствуют развитию культуры. Ведь, как правило, художник в молодые годы не имеет достаточно средств, ему нужно развивать талант, оттачивать навыки, а не бороться за кусок хлеба. Я надеюсь, что люди, присутствующие на награждении Montblanc de la Culture Arts Patronage или читающие о них в прессе, задумаются, и лет через 20 кто-то также будет стоять на сцене и получать награду. То есть наша задача идет гораздо дальше того, чтобы отметить нынешнего мецената. Безусловно, хотелось бы выделить максимально большее число достойных людей, но наша организация небольшая, а потому не имеет достаточных ресурсов для масштабных инициатив.
Почему в качестве награды вы вручаете ручку, а не часы или какое-то другое изделие Montblanc?
Предложение дарить часы обсуждалось уже раз сто, наверное, настолько сильным было наше желание дарить именно часы. Но в итоге после жарких дискуссий мы пришли к выводу, что ручка как предмет письма максимально олицетворяет искусство. Помимо денежной премии в 15 тысяч евро, которую можно направить на финансирование любого проекта по своему усмотрению, каждому лауреату мы дарим уникальную ручку, изготовленную из чистого золота в одном-единственном экземпляре и посвященную одному из примеров меценатства. В этом году это Лодовико Сфорца, герцог Милана, покровитель Леонардо да Винчи, – на ручке можно видеть фрагмент его миланского замка Сфорца, примеры работ тех художников, кому он покровительствовал. Пишущий инструмент в этом смысле более полно отражает нашу идею.
Кандидатура Ольги Свибловой была выдвинута не только в России, но ее предложили и члены жюри других стран
Поддерживаете ли вы личные дружеские отношения с кем-то из призеров?
Я имею возможность каждый год встречаться со всеми этими неординарными людьми. И самое удивительное для меня – их истории, каким образом они начали заниматься меценатством. Каждый доходит до этого своим путем, но всех их объединяет одно: страсть. Она нужна и необходима как в работе, так и в личной жизни, во всех делах, за которые мы беремся. Да, с некоторыми призерами я переписываюсь, мы поздравляем друг друга с праздниками – Рождеством или китайским Новым годом. С кем-то продолжаем совместную работу в рамках других проектов.
Всегда ли мнение независимого жюри, которое отбирает победителей, совпадает с вашим ожиданием?
Одна из самых приятных сторон моего участия в проекте Montblanc de la Culture Arts Patronage заключается в том, что я не принимаю решения и не выбираю кого-то, более того, даже Montblanc не выбирает. Победителей из трех номинантов по каждой из 12 стран определяет международное жюри, и его члены меняются каждый год. Неизменным остается одно: в его составе самые выдающиеся деятели культуры и искусства. Так, в свое время членами жюри были художник Трейси Эммин, оперный певец Пласидо Доминго, писатель и нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса, дизайнер Фиби Фило, актриса Катрин Денев, одна из первых мировых звезд, посвятивших себя меценатству. То есть кандидатура Ольги Свибловой была выдвинута не только в России, но ее предложили и члены жюри других стран. Я же человек бизнеса, и если руководство Montblanc будет решать, кто достоин премии, то ее ценность снизится: все подумают, что тут так или иначе замешаны коммерческие отношения.
Не могу не задать такой вопрос: как вы себя ощущаете, сбросив груз управления компанией и участвуя лишь в самых позитивных ее мероприятиях?
Вы знаете, разница колоссальная! У меня появилась больше свободного времени. Плюс я могу сосредоточиться на культурных проектах марки. Когда ты управляешь компанией, ты не принадлежишь себе, ты постоянно чем-то занят, что-то решаешь, куда-то едешь. Сейчас я вошел в более спокойный режим, могу смотреть на все процессы отвлеченно и оказывать консультационную помощь, находясь как бы над схваткой. Ну и свободное время всегда важно посвящать семье, которая недополучала моего внимания, когда я много работал.
Оставить комментарий