Правила игры Константина Хабенского
18.11.2015
О Константине Хабенском, одном из самых нелюдимых актеров кино и театра, в интернете гуляет множество разных слухов и домыслов, поэтому пока мы готовились к разговору с ним, неотступно преследовала мысль: «А какой он на самом деле?». Константин приехал на встречу вовремя, взял стакан воды, обаятельно улыбнулся и… подтвердил, что общаться с ним довольно непросто – будто гулять по минному полю. Никогда не знаешь, какой вопрос он назовет глупым и раздраженно откажется отвечать, а какой вызовет интерес. Тем не менее Константин рассказал WATCH об одиночестве, актерской зрелости, комфортных автомобилях и правилах актерской игры.
Начнем с того, что это моя профессия, и сцена не всегда к себе влечет. Актерская работа не такая легкая, как кажется, не каждый день хочется этим заниматься. Но такова работа, в которой я стараюсь находить интерес и удовольствие и транслировать их зрителю. Чем же отличаются сцена и киноплощадка? Да всем. Это совершенно разные средства выражения, формы и способы существования. Единственное, что, наверное, их объединяет, – тот факт, что необходимо знать наизусть текст и желательно проговаривать его друг за другом, понимая, что говоришь.
Американская актриса Бетт Дэвис утверждала, что актерами становятся те, кто не может выносить самого себя. Вы готовы оставаться наедине с самим собой? Как вы вообще относитесь к одиночеству?Как и любой нормальный человек. Иногда хочется побыть одному, но из этого одиночества тем не менее стремишься поскорее побежать к друзьям и товарищам. Не знаю, у меня нет острого желания побыть одному или в коллективе. Наверное, опять же благодаря профессии, я могу совершенно спокойно находиться один и при этом не чувствовать себя одиноким.
В каких случаях вы, прочитав сценарий, можете отказаться от роли? Есть для вас в карьере какие-то табу, через которые не готовы переступить?Есть, самые простые. Либо это повтор, либо неинтересно, либо совсем холодная для меня роль в том смысле, что она может быть и любопытной, но я понимаю, что к моей духовной внутренности она не имеет никакого отношения.
Актер – это человек, проживающий множество жизней и судеб. Не возникало ли у вас ощущения, что герои начинали поглощать вас настолько, что отрывали от реальности? Как вы с этим справлялись? Или у вас есть четкие границы реальности и игры?
Термин «актерская игра» не говорил и не слышал разве что ленивый. Начинаешь задумываться и задаешься вопросом: а правда ли это игра? В таком случае какие у нее правила?
Правило только одно – это зритель. Если зрителю интересно, значит, это правильно. Если зрителю неинтересно, значит, это неправильно. Вот и все.
Давайте на мгновение представим, что в мире не существует театра, кино, есть все, кроме этого. Как бы изменился мир вокруг вас, как бы изменились вы сами, кем бы стали?
Знаете, давайте не будем заниматься дурацкими вопросами. Я, конечно, люблю дурацкие вопросы, но что на них тратить время? Музыка же тоже для зрителя, вернее, для слушателя, а слушатель – тот же зритель. Архитектура – тоже для него, люди строят для того, чтобы другие смотрели. То же самое касается живописи. Поэтому все равно, так или иначе, это зритель или слушатель. Вот как бы изменилась моя жизнь, если не было мобильного телефона? Или интернета? Как-то бы изменилась. Кем бы я стал? Не знаю. Наверное, искал бы что-то, что мне интересно и доставляло удовольствие. А может и не искал бы, а просто тупо работал и зарабатывал деньги.
У всех по-разному. Нет какой-то общей таблицы жизни актера, нет алгоритмов и аксиом. Каждый живет так, как чувствует себя, как прислушивается к своему внутреннему «я». Кто-то считает, что ему надо сидеть на одном месте и маленькими шажочками идти к придуманной цели. Другой же полагает, что и шага длиной в десять метров мало. Карьерный рост применительно к актерской профессии неправильное определение. У нас другой рост: творческий, физический, с точки зрения зрелости человека. На каждый возрастной этап актера приходит своя зрелость, свое понимание тех или иных ролей, поэтому в разное время он одну и ту же роль играет совершенно по-разному. Это говорит не только о том, какие профессиональные навыки у него есть, но и о том, какие духовные накопления он сделал во время своей жизни.
Вы как-то сказали про своего героя из спектакля Глеба Черепанова «Контрабас», что он сумел вовремя остановиться и понять, что занимается не тем. Как насчет вас, умеете вовремя останавливаться?
Я надеюсь, что могу это сделать. Очень надеюсь. Хотя, как говорят, «никогда не говори “никогда”». Просто мне кажется: пока интересно то, чем ты занимаешься, – надо идти дальше. Как только становится неинтересно – это уже первый серьезный звоночек. Не знаю, это такая хитрая штука… Она достаточно актуальна сегодня, вчера и завтра – вовремя понять, на что ты тратишь жизнь, и найти в себе силы сказать себе «нет, я больше этого делать не буду» – честно признаться, что это не твое. Очень сложная вещь, особенно для тех, кто пытается вращаться в поле творчества.
Сейчас вы работаете над чем-то новым? Или согласно вашей философии ждете, когда «неожиданно придет ожидаемая роль»?
Смотря что вы называете новым. Есть две разные истории. Первая – премьера того, чего еще не было, то, что только планируется. А вторая, например, мы вот сейчас с вами сидим, а через три часа у меня спектакль, в котором я играл уже не единожды. Надеюсь, что он будет новым, притом что там один и тот же текст и те же самые декорации. Но придет другой зритель, и будет новый спектакль. Потому что сегодня мне нужно не повторять то, что было в прошлый раз, а придумать иной посыл и интонацию. И это новый спектакль, не старый. Если же ваш вопрос про то, что планируется, то да, к чему-то я готовлюсь. Другое дело, нужно сперва начать в этом сниматься или репетировать, закончить, потом выпустить и только после можно будет сказать: да, вот это новое.
При нынешнем ритме жизни, мне кажется, совершенно невозможно в определенных ситуациях обходиться без автомобиля. Вы ездите на Range Rover Evoque. Что вас привлекло именно в этом автомобиле? Какие качества стали решающими при выборе модели?
Во‑первых, она мне достаточно интересна внешне. Да и внутри в этом автомобиле комфортно и удобно, Evoque будто создан для меня. Машина достаточно маневренна и в ней нет почти ничего лишнего, сейчас ведь часто автомобили нашпиговывают все большими и большими усовершенствованиями. А эта же модель просто идеальна, – я люблю такой подход.
Как бы вы определили свой стиль вождения?
Очень простой. Я не лихач. Именно поэтому автомобиль для меня в первую очередь должен быть удобным для нахождения в нем и для обзора, естественно.
Никогда не хотелось бросить все, хотя бы на время, и уехать на своей машине куда-нибудь? С чего бы вы начали такое путешествие и где бы его завершили?
Я это делаю периодически – уезжаю за 700– 800 километров по России. За границу не ездил вот так на машине. Да и зачем? Мне и здесь хорошо. Кстати, недавно я вернулся на своем Range Rover Evoque из путешествия. 1500 километров бодренько и резвенько проделал туда-обратно.
Комментарии (1)
Антон 19.11.2015 09:56
Жаль, что в журнале про часы о часах не было не слова в этом интервью.
Оставить комментарий