Расчленить и собрать заново
12.08.2010
В детстве шведский художник и дизайнер Майкл Йоханссон любил конструкторы и сборные модели, а еще, как большинство мальчишек, обожал разбирать и расчленять предметы, заглядывая им вовнутрь. Сегодня он, по сути, занимается тем же самым, но делает это концептуально и теоретически обоснованно. О преображении и трансформации, которым он подвергает предметы, и влиянии игры «Тетрис» на свое творчество Микаэль Йоханссон рассказывает в интервью журналу WATCH.
Вы обучались не только в Королевском колледже искусств, но и в двух академиях художеств. Какие из этих учебных заведений сильнее всего повлияли на ваше творчество?
Вообще говоря, прежде чем получить диплом магистра, я успел поучиться в четырех разных вузах. Поступил в бакалавриат Академии художеств Трондхейма в Норвегии. Но тогда это заведение переживало не лучшие времена, и потому за три года учебы я дважды принял участие в программах академического обмена, побывав в берлинской Kunsthochshule Weissensee и Королевском колледже искусств в Стокгольме. Но лишь переведясь в Академию художеств Мальмы, я наконец понял, что получил доступ к ресурсам, которые лучше всего могли помочь мне развить свои способности. Именно поэтому я остался в Мальме и после окончания вуза. Академия оказала серьезное влияние на здешнее арт-сообщество, так что сейчас я живу среди друзей и единомышленников.
Как бы вы охарактеризовали стиль ваших работ? Принадлежите ли вы к какому-нибудь направлению в искусстве или, может быть, следуете собственной художественной манере?
Долгое время я коллекционировал самые разные предметы, не имея четкого представления, как их употребить. Занимался преимущественно фото- и видеопроектами, но в 2005-м, когда уже заканчивал магистратуру, понял, что мне следовало бы расширить творческие горизонты. Решил, что моя последняя студенческая выставка – единственный шанс попробовать нечто радикально новое перед встречей с суровой реальностью за воротами академии. Было очень любопытно посмотреть, куда меня заведет моя коллекция. В результате появилась первая серия скульптур, но главным итогом работы стала возможность осознать сильные и слабые стороны, ведь без этого нельзя создать собственный художественный контекст. В тот момент я не думал о художниках, работающих в похожей манере, но их, разумеется, много – и в прошлом, и в настоящем. Чтобы создать свой творческий метод, нужно все время выкладываться полностью, иначе интерес к твоим работам утратит не только твоя публика, но и ты сам.
Некоторые критики утверждают, что источником вдохновения для ваших скульптур стал «Тетрис». Вы действительно заимствовали какие-то идеи из этой игры? Или они пришли откуда-то еще?
На меня повлияли самые разные факторы. Творчество других художников – это, без сомнения, значимый источник вдохновения, но для меня все-таки важнее нетривиальные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Например, схожие цвета или узоры на двух не связанных между собой предметах, или идущие навстречу друг другу абсолютно одинаково одетые прохожие, или парковка, забитая только красными автомобилями. Например, переключая телеканалы, вы вдруг замечаете, что в двух разных фильмах играет один и тот же актер. Эти совпадения, выходы за рамки привычного – важнейший источник вдохновения. Да, у меня есть работа под названием «Тетрис», но оно появилось лишь после того, как скульптура была закончена: я просто вдруг обнаружил сходство. Значит, игра не так уж сильно и повлияла. Но я вовсе не возражаю против этого сравнения.
Некоторые ваши инсталляции напоминают сборные модели из пластмассы, которые мы помним с детства. Но у них совсем противоположная сущность: вы как бы превращаете настоящую лодку или мотоцикл в сборную модель. В чем главная философская идея этой трансформации?
Повернув вспять звенья производственной цепи, я хочу вернуть реальные предметы в область воображаемого. Это утверждение дает, конечно, почву для множества дальнейших вопросов, и я не думаю, что сам знаю, какую из интерпретаций можно считать правильной. Я использую предметы, хорошо всем знакомые. Преображая их, помогаю зрителям создать свой особый контекст взаимоотношений с каждым предметом. У людей вообще много общего, такие термины, как «эффективность» и «консюмеризм», понятны всем. Изымая у объекта его изначальное предназначение, я хочу, чтобы эти модели в натуральную величину стали своего рода комментарием к стилю жизни современного человека. Но конкретное изменение восприятия у каждого зрителя должно быть своим.
У вас было много персональных выставок в разных странах. Какова реакция публики? Совпадает ли восприятие ваших работ в Швеции, Австралии и, скажем, в Германии?
Как я уже сказал, восприятие произведений искусства – это сугубо индивидуальный опыт, основанный на предшествующем личном знакомстве каждого человека с теми объектами, которые я использую в скульптурах, или со всеми предметами вообще. Не могу сказать, что я заметил какие-то существенные различия в оценке своих работ в разных странах. Но где-то людям интереснее выделять юмористические аспекты моего творчества, а где-то больше задумываются о серьезных вопросах, к которым оно отсылает. Сам я считаю, что важно сочетание того и другого. Я не представляю себе, чтобы смешное и серьезное существовали в отдельности друг от друга.
Вы фотограф, скульптор и даже кинематографист. А есть ли вид искусства, в котором вы еще не пробовали свои силы, но хотели бы это сделать?
Если честно, я никогда не считал, что выбор формы искусства – основополагающий элемент творческого процесса. Гораздо существеннее сосредоточиться на том, что конкретно ты хочешь сказать, и только после этого искать оптимальные средства выражения для своей идеи. Именно поэтому я долгое время работал с различными материалами, пробуя самыми разными способами рассказывать одну и ту же историю. Каждый заканчиваемый мною проект становится как бы отправной точкой для развития следующих идей. Но в будущем я все же хотел бы поэкспериментировать и с новыми для себя выразительными средствами. Поэтому на ваш вопрос я отвечу «да»: есть много способов представить идеи. Я обязательно использую некоторые из них, но каким именно будет следующий шаг, сейчас сказать трудно.
Самое читаемое за неделю
13.10.2021
Эко-путешествия с Volvo: Преимущества гибридных автомобилей
С наступлением холодв завершился проект «Эко-путешествия с Volvo», в рамках которого прошла серия тест-драйвов на...
18.01.2021
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
Комментарии (1)
Karik 19.10.2011 16:47
AFAICT you've covered all the bases with this asnwer!
Оставить комментарий