Туфли на шпильке Christian Louboutin
21.12.2018
«Суть моей работы не в том, чтобы сделать приятное женщине, а чтобы сделать приятное мужчине» – таким довольно сексистским по нашим временам высказыванием характеризует свою деятельность французский дизайнер Кристиан Лубутен, создатель самой вожделенной для любой модницы пары обуви – тех самых «лубутенов» с лакированной красной подошвой из песни Шнура. В мире моды считается, что Лубутен вернул обуви сексуальность. Его лодочки на тонюсенькой шпильке-стилете давно уже пребывают в статусе арт-объекта. Это действительно культовый предмет, атрибут мира роскоши и мечта фетишиста.
Миф
Одно из самых ранних воспоминаний Кристиана Лубутена – как в парижском «Луна-парке» в возрасте 10 лет он как зачарованный идет вслед за проституткой в черном костюме, белых чулках со швом и туфлях на шпильке. Этот же эффект он спустя много лет повторит благодаря красной подошве, притягивающей взгляд подобно магниту, – он так и назовет этот прием – follow me («следуй за мной»). Будучи подростком, Кристиан повсюду таскал с собой блокнот и рисовал в нем эскизы новых моделей обуви. К 16 годам увлечение достигло такого размаха, что его выгнали из школы.
Юный Лубутен, очарованный женщинами, устроился стажером в знаменитое парижское кабаре Les Folies Bergères. Именно для танцовщиц он начал делать свою первую обувь. Они должны были танцевать на шпильках, в костюмах весом 24 кг и выглядеть при этом беззаботно и сексуально. То есть требовалось создать суперсоблазнительную и супер-устойчивую модель. Этим Кристиан Лубутен и вошел в историю – в «лубутенах» можно не только картинно стоять с бокалом шампанского на светском рауте, но и ходить, танцевать, а в туфлях из коллекции Loubi Athlete 2017 года – чуть ли не упражняться в скалолазании.
Кристиан набирался опыта, в том числе у создателя шпильки Роже Вивье, готовил обувь для показов Chanel и Yves Saint Laurent и в 1991 году открыл свой первый бутик в Париже. До всемирно известных черных лодочек с алой подошвой он создал еще одну культовую модель – туфли Love, где асимметричную надпись можно прочитать, только когда ноги стоят рядом. Они и прославили дизайнера. В первый год после открытия было продано около 200 пар обуви. Сейчас эта цифра возросла до миллиона. У Christian Louboutin 130 бутиков по всему миру. Кристиан по-прежнему лично рисует эскизы всех новых моделей и является движущей силой компании.
Детали
Визитная карточка Лубутена и самая знаковая деталь бренда – это, конечно, лакированная красная подошва. По легенде, работая над моделью Pensée – желтыми туфельками с крупной бархатной незабудкой на ремешке, репликой «Цветов» Энди Уорхола, дизайнер никак не мог понять, чего ей недостает. Он выхватил красный лак для ногтей у своей ассистентки, перекрасил подошву – и модель в прямом смысле слова заиграла новыми красками. Красный нравится всем, он гипнотичен и воплощает самую суть женственности и страсти. Случайное решение, некий творческий акт в духе современных художников, которые то опрокидывают на полотно банку с краской, как Джексон Поллок, то разрезают холсты, подобно Лучo Фонтана, то проводят по уже готовой картине широкой кистью с краской, как Герхард Рихтер, привели Лубутена к феноменальному успеху.
Впрочем, он действительно художник. На некоторые его модели вроде туфель Marie Antoinette, украшенных имитацией прически королевы Франции, босоножек Clovis c прозрачной платформой, заполненной лепестками роз, кружевных туфелек Золушки с текстильными бабочками по периметру или Pluminette со страусиными перьями можно любоваться бесконечно. Крокодиловую кожу Лубутен подбирает так, что узор чешуек на правой и левой туфле совпадает, стразы Swarovski покрывают модели сплошным сверкающим слоем, делая невидимыми все внутренние швы, а замысловатые ремешки, закрепленные на прозрачных лентах, создают на ноге иллюзию татуировки.
Икона
«Создавая свои туфли, я не думаю, с чем их нужно надевать, – говорил Кристиан Лубутен. – У меня в голове просто образ обнаженной женщины, в крайнем случае – полураздетой». По его мнению, туфли предназначены не только для того, чтобы в них ходить. Это в первую очередь фетиш, тотем, то, что пробуждает желание и вызывает обожание. Квинтэссенцией такого подхода стала совместная выставка Кристиана Лубутена и режиссера Дэвида Линча «Фетиш» в Galerie du Passage в Париже. Линч сделал серию фотографий с обнаженными натурщицами в туфлях Christian Louboutin. А Лубутен, забыв о практичности, представил публике пуанты на 26-сантиметровом каблуке, шпильки на гвоздях и туфли, сросшиеся каблуками, как сиамские близнецы. Оба мастера совпали в одном – в атмосфере эротического сюра. Потусторонний свет, размытые очертания, потайные комнаты, где можно в безопасности наслаждаться своим фетишем, девушки, на которых нет ничего, кроме обуви, – Линча, как и Лубутена, тоже всегда интересовали темы запретных желаний, ловушек подсознания и крайностей человеческой природы.
Скандал
В 2011 году Кристиан Лубутен подал иск на Yves Saint Laurent за то, что те выпустили туфли с красной подошвой, скопировав его фирменный стиль. Окружной суд постановил, что право на цвет не может принадлежать одному человеку. Однако в Апелляционном суде Нью-Йорка дизайнера поддержали, признав цвет подошв зарегистрированным товарным знаком, подлежащим юридической защите. Поэтому сейчас Christian Louboutin – единственный бренд, имеющий право выпускать такую обувь.
Оставить комментарий