Роскошь им к лицу
20.04.2017
Спроси пресс-службу любой часовой марки, кто из политиков носит их часы, вряд ли получишь честный ответ. Любовь политических и государственных деятелей не принято афишировать, дабы лишний раз не привлекать к ним внимания налоговых органов и тем самым не потерять в их лице хорошего клиента. Но между тем Rolex давно стал важным козырем в политической борьбе. Кто из сильных мира сего погорел на бескорыстной любви к предметам высокого искусства, и рассказывает WATCH.
В 2009 году Жак Сегела, рекламный магнат, гуру политического маркетинга и большой друг президентов, непосредственно приведший к власти Франсуа Миттерана и Николя Саркози, оказался в центре скандала. На вопрос журналистов, уместно ли иметь президенту (а им тогда был Саркози) часы за 16 тыс. евро, Сегела опрометчиво заявил: «Носить Rolex имеют право все. Если вам уже 50 лет и вы еще не имеете этих часов, значит – вы неудачник!». Столь самодовольное утверждение вызвало во Франции шквал критики в отношении не только Сегела, но и Саркози, которого на протяжении всего срока пребывания у власти назвали президентом bling-bling, обвиняя его как в политической демагогии, так и нескромном поведении. Именно нескромность, собственно, во многом и стоила второго президентского срока.
Купить Rolex и погореть
Часам Rolex вообще не привыкать быть в центре скандалов. На примерах любви к этому бренду влиятельных политиков можно составить целую энциклопедию провалов, неудач и даже уголовных преследований. Один из громких случаев произошел в тихой Австралии. Год назад журналисты уличили экс-премьера Тони Эбботта в том, что в бытность главой правительства во время неформального ужина он получил из рук «лапшичного» миллиардера Ли Жуйпена часы Rolex стоимостью 40 тыс. долларов и не задекларировал их. Объяснения Эбботта оказались просты и наивны. По его словам, он подумал, что часы – подделка по цене максимум 500 долларов, и потому не придал им значения. Лукавил ли премьер или действительно полагал, что часы, подаренные в пластиковом пакете от представителя страны – лидера по контрафакту, не могут стоить дорого, – непонятно. Как показало расследование, вместе с Эбботтом подарков удостоились его жена Маржи, а также депутат от либералов Стюарт Робертс и его супруга. Общая сумма подаренного оценивалась в 250 тыс. долларов. В итоге под давлением общественности политики вернули часы щедрому китайскому дарителю. Проиграв в сентябре 2015-го внутрипартийные выборы, Тони Эбботт ушел из политики, а его соратник Робертс продолжает политическую карьеру и до сих пор репутационно расплачивается за тот ужин четырехлетней давности.
Но лидером по коррупционным скандалам вокруг Rolex, пожалуй, является Америка. Так, в 2015-м бывший губернатор штата Виргиния Боб Макдоннелл был приговорен к двум годам лишения свободы по обвинению в коррупции. Его супругу Морин также признали виновной. Среди подарков, которые они получили в обмен на содействие одному бизнесмену, следствие обнаружило коллекцию нарядов для Морин стоимостью около 20 тыс. долларов и часы Rolex с памятной гравировкой для самого Макдоннелла.
В октябре 2012-го судебное расследование нецелевого расходования средств на избирательную кампанию в Конгресс было инициировано против Джесси Джексона-младшего. Его и неназванного соучастника обвинили в растрате 750 тыс. долларов из предвыборного фонда. В итоге за свой Rolex, видимо, купленный за счет этих средств, Джексон-младший заплатил не только 43 тыс. долларов, но и 30 месяцев тюрьмы.
В марте 2010 года Ларри Лэнгфорд, мэр Бирмингема, крупнейшего города штата Алабама, был признан виновным по всем 60 пунктам коррупционного обвинения. В ходе процесса прокуратура объявила, что Лэнгфорд получил в виде взяток наличность и предметы роскоши на сумму свыше 240 тыс. долларов, среди которых все тот же злополучный Rolex за 8,5 тыс. долларов. Тесная дружба с бизнесменами и банкирами стоила бывшему губернатору 15 лет тюрьмы.
Буддийская любовь
Впрочем, не нужно думать, что на часах известной марки лежит проклятие и они наводят порчу на президентов, губернаторов, мэров и конгрессменов. В мире куда больше примеров, когда ношение даже золотого Rolex скорее помогало, чем вредило политической карьере. Так это было у президентов США Дуайта Эйзенхауэра, Линдона Джонсона и Билла Клинтона, а также вице-президента Дика Чейни.
Однако главным амбассадором марки журналисты считают Далай-ламу XIV, обладающего при этом вполне безупречной репутацией. Согласно журналистским подсчетам по фотографиям духовного лидера Тибета, он имеет в своей коллекции как минимум 15 различных моделей Rolex. Чаще всего его замечали с простыми Day-Date в желтом золоте или с биколорной моделью из коллекции Datejust с синим циферблатом. Причем Далай-лама носит часы циферблатом к себе и на дешевом растягивающемся металлическом браслете, явно не желая привлекать излишнее внимание к этому аксессуару.
Отношения с часами у Тензина Гьяцо (настоящее имя Далай-ламы XIV) начались давно: в 1943 году президент США Франклин Рузвельт прислал ему в подарок карманные Patek Philippe (референс 658) с вечным календарем, сплит-хронографом и репетиром в корпусе из желтого золота. На тот момент Тензину только исполнилось семь лет. Отсюда и пошла любовь к часовым механизмам. В своей книге «Этика для нового тысячелетия» он рассказывает такой случай: «Я всегда получал удовольствие от ремонта часов. Но помню, будучи мальчиком, разбирал механизм, желая починить его, и, потеряв терпение от этих бесконечных мелких деталей, в сердцах швырнул его об стол. Конечно, позже я сильно сожалел о своей несдержанности, мне было стыдно отдавать часы в гораздо худшем состоянии, чем они поступили ко мне!».
Этическая проблема обладания часами появилась на самом деле не так давно и была во многом искусственно спровоцирована самой индустрией. В разгар кварцевого кризиса, борясь с дешевыми часами из Японии, именитые швейцарские марки начали позиционировать свои механические часы прежде всего как признаки высокого социального статуса. Действительно, зачем платить несколько тысяч долларов, когда узнать точное время можно и на пластиковых Swatch? Так функциональность часов отошла на второй план, а стимулированием продаж занялись маркетологи (это они придумали привлекать звездных бренд-амбассадоров, заниматься спонсорской поддержкой разных мероприятий, платить деньги за product placement в кино, разрабатывать программы лояльности, выпускать лимитированные серии и т.д.). В итоге Rolex и другие механические часы стали в первую очередь мерилом успеха и лишь затем произведением инженерного искусства.
Грешники и Ангела
Но на Rolex мир клином, слава богу, не сошелся. И здесь Жак Сегела явно не прав: можно быть успешным политиком и не нося часы этой марки.
Таков, например, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, один из самых харизматичных персонажей на североамериканской политической сцене. Его отец – знаменитый канадский политик Пьер Эллиот, считающийся «отцом современной Канады». Сам же Джастин обаятелен, открыт, имеет трех детей и красавицу жену, бывшую телеведущую и модель, и слывет всеобщим любимчиком. Видимо, поэтому никто не может вменить ему в вину любовь к IWC: запястье Трюдо часто украшает модель Portugieser Regulateur в стальном корпусе стоимостью около 11 тыс. долларов. Впрочем, иногда он носит и Apple Watch, тем самым как бы подтверждая свой статус политика нового формата, молодого (премьер-министром Джастин стал всего в 43-летнем возрасте) и без предрассудков.
Немецкий канцлер Ангела Меркель неизменно входит в топ-10 не только самых влиятельных, но и самых высокооплачиваемых политиков. Между тем она всегда подчеркивает свою бытовую скромность: живет в обычном многоквартирном доме, любит проводить отпуск в своем загородном коттедже неподалеку от Берлина или в Тироле, всегда платя за все сама. Но три года назад журналисты все же нашли повод уличить ее в любви к роскоши. Во время интервью телеканалу ZDF на запястье канцлера Германии были замечены часы Jaeger-LeCoultre стоимостью 8 тыс. долларов, что в принципе Меркель может себе без проблем позволить. При пристальном рассмотрении дорогие Jaeger-LeCoultre оказались часами Boccia Titanium за 89 евро. Удивительная для политика такого уровня скромность Ангелы Меркель была еще раз публично подтверждена.
А вот претендент на пост президента Франции и бывший премьер-министр при президенте Саркози Франсуа Фийон грешен. На его запястье не раз видели и модель Predator от бренда Rebellion (16 тыс. долларов), и El Primero Stratos Flyback известных швейцарцев из Zenith (6 тыс.), и Scuderia Ventidue марки Instruments et Mesures du Temps (15 тыс.). Впрочем, погубить его политическую карьеру может совсем другой скандал. Фийона обвиняют в нецелевой растрате государственных средств – на протяжении многих лет его жена Пенелопа получала зарплату в качестве помощницы мужа, не выполняя свои рабочие обязанности. Государственный ущерб здесь оценивается в почти 1 млн евро.
Руки прочь от Ким Чен Ына
В отличие от Франсуа Фийона лидер Северной Кореи у себя дома совершенно неподсуден и абсолютно всемогущ. Однако это не означает, что он может владеть всем, чем захочет. Так, летом прошлого года Швейцария расширила список санкций против КНДР, запретив продажу часов в эту страну. Северокорейское руководство ежегодно тратило на предметы роскоши около 600 млн долларов. С приходом к власти Ким Чен Ына расходы на часы выросли в несколько раз: с 60 тыс. долларов в 2010-м до 215 тыс. в 2012-м. Пламенная любовь северокорейского лидера к швейцарским циферблатам, видимо, родом из детства – свои детские и юношеские годы он провел в Швейцарии и, возможно, по-прежнему скучает по этой стране.
Особый русский путь
Самый же громкий часовой скандал в России случился 1 августа 2015 года, в день свадьбы пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова и олимпийской чемпионки по фигурному катанию Татьяны Навки. Тогда на запястье жениха внимательные блогеры разглядели часы Richard Mille RM 51-01 из лимитированной серии в 30 экземпляров и стоимостью 620 тысяч евро. Конечно, накопить на эту модель на государственной службе невозможно. Однако в отличие от многих американских и европейских политиков Песков тогда не испытал даже легкого испуга.
А вот премьер-министр России Дмитрий Медведев, несмотря на разные порочащие его журналистские расследования об источниках доходов, любит недорогие часы. На публике он чаще всего появляется с умным гаджетом Quatix 3 от компании Garmin или популярными Apple Watch. Неслучайно Медведев всегда слыл главным модернизатором в российском правительстве. Реформы, правда, пока ему не слишком удаются, но часы выбраны совершенно правильно.
Оставить комментарий